Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу ведущего консультанта отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Комарова Д.С. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 года, вынесенное в отношении МБУК "Краснодарские парки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 ноября 2020 года МБУК "Краснодарские парки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде предупреждения с учетом требований статьи 4.1.1 названного Кодекса.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 года постановление судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ведущий консультант отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Комаров Д.С. просит решение судьи краевого суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Основанием для привлечения МБУК "Краснодарские парки" к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о том, что учреждением не исполнены требования по сохранению объекта культурного наследия, установленные охранным обязательством, нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно не разработана и не представлена в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование проектная документация на проведение консервационных работ, в том числе комплекса противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия "Колоннада главного входа", расположенного по адресу: "адрес" до ноября 2019 года, не провело консервационные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, с целью предотвращения ухудшения состояния или траты объекта культурного наследия "Колоннада главного входа" до января 2020 года; не разработана и не представлена в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование научнопроектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Колоннада главного входа" до октября 2020 года.
Судья районного суда пришел к выводу о том, что вина МБУК "Краснодарские парки" доказана материалами дела, в связи с чем привлек юридическое лицо к административной ответственности и назначил административное наказание.
Судья краевого суда с данным выводом судьи районного суда не согласился, указав на истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей в спорный период, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет один год.
По мнению судьи краевого суда, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МБУК "Краснодарские парки" к административной ответственности, выявлены 10 июня 2019 года, в день составления Акта N 26 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося зданием, сооружением, строением, когда лицу, ответственному за объект культурного наследия, вменено разработать, предоставить проектную документацию и провести консервационные работы по защите объекта, в связи с чем предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок начал исчисляться с указанной даты и истек 10 июня 2020 года, в связи с чем вынесенное судьей районного суда 9 ноября 2020 года постановление о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.
Однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в неисполнении требований нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 47.6 Федерального закон 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 47.2 указанного Федерального закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно плану работ по сохранению объекта культурного наследия благоустройству прилегающей территории, предусмотренного охранным обязательством, собственник указанного объекта культурного наследия (муниципальное образование г. Краснодар) обязан разработать и представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия на согласование проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до октября 2020 года.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В связи с вышеизложенным, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности начал исчисляться не с момента выявления административного правонарушения, как указано судьей краевого суда, а с 1 октября 2020 года и истечет 1 октября 2021 года.
При таких обстоятельствах имеют место существенные нарушения процессуальных требований, допущенные судьей нижестоящей инстанции при рассмотрении настоящего дела, влекущие за собой отмену судебного постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 года, вынесенное в отношении МБУК "Краснодарские парки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 года, вынесенное в отношении МБУК "Краснодарские парки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.