Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу директора МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.И. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 8 июля 2020 года, решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 29 октября 2020 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 29 декабря 2020 года, вынесенные в отношении директора МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 8 июля 2020 года директор МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 29 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 29 декабря 2020 года вынесенные по делу процессуальные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачев А.И. просит указанные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.И. к административной ответственности) пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (пункт 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" недра - это компонент природной среды, то есть природный ресурс, использование которого является по своей сути природопользованием.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области использования природных ресурсов, в том числе недр, регулируются законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со статьями 1.2, 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.
В соответствии со статей 11 Закона "О недрах" предоставление участка (участков) недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 19 Закона "О недрах" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переводить от одного лица к другому.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1 статьи 23 Закона "О недрах").
Как следует из материалов дела, Камышинской городской прокуратурой Волгоградской области проведена проверка соблюдения МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области требований законодательства о порядке пользования недрами, в ходе которой установлено, что в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" от 17 августа 2017 года N 1 МУП "КХ "Антиповка" передано имущество в виде артезианских скважин для добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Антиповка Камышинского района.
Согласно указанному договору и приложению N 1 к нему МУП "КХ "Антиповка" эксплуатирует артезианские скважины N 6679 и N 8808, расположенные по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, с. Антиповка.
Вместе с тем, в нарушение статьей 11, 19 Закона "О недрах" с августа 2017 года МУП "КХ "Антиповка" использует указанные артезианские скважины, с помощью которых осуществляется забор подземных вод (недр), в отсутствие соответствующей лицензии, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Калачев А.И, являясь директором МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области, осуществляя организационно-распорядительные функции, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы нижестоящих инстанций о наличии в действиях директора МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.И. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено директору МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачеву А.И. в пределах санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 8 июля 2020 года, решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 29 октября 2020 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 29 декабря 2020 года, вынесенные в отношении директора МУП "Коммунальное хозяйство "Антиповка" Антиповского сельского поселения" Камышинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.