Дело N 2а-6383/2020
г. Краснодар 29.07.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 24.05.2021 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционным жалобам ФИО5, ФИО8 на решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5, ФИО8 к Департаменту имущественных отношений Администрации "адрес" о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" по доверенности ФИО6, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО8, ФИО5 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" (Департамент) в предоставлении муниципальной услуги по продаже в общую долевую собственность без проведения торгов находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38, площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование требований административные истцы указали на то, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 использует данный земельный участок на условиях аренды. Ранее на основании решения Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N за ФИО5 признано право собственности на трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером 23:49:0205027:1513, общей площадью 261, 5 кв.м, расположенное по тому же адресу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 произвел раздел указанного здания, в результате которого образовано 7 нежилых помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
"адрес" здания с кадастровым номером 23:49:0205027:1513 соответствует общей площади указанных нежилых помещений, находящихся в здании.
ФИО8 приобрел у ФИО5 часть помещений на основании договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО8 через МАУ МФЦ "адрес" обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38 в собственность за плату без проведения торгов, в чем решением Департамента от 17.09.2020 отказано.
Отказ мотивирован тем, что в заявлениях не указаны цели использования испрашиваемого земельного участка. Кроме того, отказ обоснован тем, что земельный участок находится в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны "адрес", в связи с чем продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов не может быть произведена.
ФИО8, ФИО5 считают отказ не соответствующим статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), нарушающим их права на приобретение земельного участка, на котором размещены принадлежащие административным истцам помещения.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в административном иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия признала незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" в предоставлении ФИО5, ФИО8 муниципальной услуги по продаже в общую долевую собственность находящегося в муниципальной собственности "адрес" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38, площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Обязала Департамент заключить с ФИО5 и ФИО8 договор купли-продажи указанного земельного участка без проведения торгов.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации "адрес" просит об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, оставлении в силе решения районного суда. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
ФИО5 ходатайствовал об отложении разбирательства по делу в связи с болезнью.
Представитель ФИО5 по доверенности ФИО7 просил об отложении судебного разбирательства в связи с участием в качестве защитника в уголовном деле.
Кассационным судом ходатайства отклонены, поскольку доказательств заболевания и нахождения в ином процессе, препятствующих явке административного истца и его представителя в судебное заседание, не представлено.
Кассационный суд, проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение определены статьей 39.20 ЗК РФ.
Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены положениями статьи 39.16 ЗК РФ.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1).
Пунктом 21 приложения к Административному регламенту, утвержденному постановлением Администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов" установлены требования к заполнению соответствующего заявления. Одним из таких требований является указание оснований предоставления земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 6 Перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N в редакции от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", одним из документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по указанному административным истцом основанию, является сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров.
Из дела следует, что в поданном в Департамент заявлениях административные истцы в качестве основания для предоставления земельного участка указали - предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, статьей 39.20 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ является арендатором вышеупомянутого земельного участка.
В условиях договора аренды указано, что арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, арендатор - принять на условиях настоящего договора земельный участок, площадью 150 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - административное здание.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи (ИСОГД) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205027:38 расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта; разрешенное использование земельного участка - административное здание; участок расположен в границах исторического поселения регионального значения; участок не расположен в границах особо охраняемых природных территорий; участок не расположен в границах водоохранных зон; участок не находится в границах красных линий.
В заявлениях-сообщениях ФИО5, ФИО8 указали, что на испрашиваемом земельном участке расположено трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером 23:49:0205027:1513, из которого образовано 7 нежилых помещений, а именно, помещения с кадастровыми номерами: 23:49:0205027:2287, 23:49:0205027:2291, 23:49:0205027:2292, принадлежащие на праве собственности ФИО8; помещения с кадастровыми номерами 23:49:0205027:2288, 23:49:0205027:2289, 23:49:0205027:2290 принадлежащие на праве собственности ФИО5; помещение с кадастровым номером 23:49:0205027:2293, принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО5
Оспариваемым решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N.01-16 административным истцам отказано в муниципальной услуге по предоставлению за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов по вышеизложенным основаниям.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
По смыслу приведенной нормы закона, запрет на приватизацию установлен законодателем только в отношении тех земельных участков, которые расположены в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
Отказывая в административном иске, районный суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения Департамента. При этом суд исходил из того, что испрошенный земельный участок не подлежит приватизации, поскольку расположен в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны в пределах особо охраняемой природной территории Сочинского курортного региона, следовательно, в соответствии с пунктом 27 ЗК РФ ограничен в обороте.
Отменяя решение районного суда, судебная коллегия исходила из того, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205027:38 расположено административное здание, все помещения в котором находятся в собственности административных истцов.
Сведений о том, что земельный участок расположен на территории, имеющей особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, вследствие чего находится под особой охраной, в деле не имеется.
Согласно сведениям ИСОГД "адрес" испрошенный земельный участок не находится в границах особо охраняемой природной территории. Участок расположен в пределах исторического поселения регионального значения.
В этой связи судебная коллегия пришла к выводу о том, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка по мотивам, изложенным в оспариваемом решении Департамента, является незаконным.
С данным выводом суда апелляционной инстанции надлежит согласиться, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и постановлен на основании правильного применения материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.
Вместе с тем нельзя согласиться с избранным судебной коллегией способом восстановления нарушенного права административных истцов в виде обязания Департамента заключить с ФИО5 и ФИО8 договор купли-продажи без проведения торгов вышеупомянутого земельного участка, как противоречащим конституционному принципу разделения властей.
В этой связи апелляционное определение в указанной части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об обязании Департамент повторно рассмотреть заявления ФИО5, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части обязания заключения Департаментом имущественных отношений Администрации "адрес" с ФИО5, ФИО8 договора купли-продажи без проведения торгов, находящегося в муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38, площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым обязать Департамент имущественных отношений Администрации "адрес" повторно рассмотреть заявление ФИО5, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205027:38, площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", без проведения торгов.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.