Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации г. Судака Республики Крым Степикова И.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Костенко Н.П. об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Костенко Н.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации г. Судака Республики Крым, выразившихся в отказе 21 июля 2020 года в выдаче заключения о возможности признания объекта капитального строительства литер "А" площадью 58, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", жилым домом.
Также просил признать незаконными действия администрации г. Судака, выразившиеся в отказе 20 июля 2020 года предоставить земельный участок, расположенный по указанному адресу, с расположенной на нем постройкой, возведенной до 18 марта 2014 года.
Просил возложить на администрацию г. Судака обязанность повторно рассмотреть заявления Костенко Н.П. по указанным вопросам.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении иска. Признаны незаконными оспоренные решения администрации г. Судака от 20 и 21 июля 2020 года.
На администрацию г. Судака возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Костенко Н.П. от 9 декабря 2019 года о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной главой администрации г. Судака по доверенности Степиковым И.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 8 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 15 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 9 декабря 2019 года Костенко Н.П. обратился в администрацию г. Судака с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, указав в данном заявлении, что возведенная постройка учтена исполнительными органами государственной власти под N 44 р. 2.
Комиссия по решению вопросов о предоставлении земельных участков с расположенными на них постройками, возведенными до 18 марта 2014 года гражданином, и выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства приняла решение 16 июля 2020 года в форме протокола N 17 об отказе в выдаче Костенко Н.П. заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом в связи с несоответствием подпункту 2 пункта 1 статьи 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Администрация г. Судака письмом 20 июля 2020 года отказала Костенко Н.П. в предоставлении земельного участка и выдаче испрашиваемого заключения, указав, что согласно техническому плану от 9 июля 2020 года, выданному ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополе, годом постройки жилого сооружения является 2020 год.
Письмом от 21 июля 2020 года администрация повторно сообщила Костенко Н.П. о том, что комиссией было отказано в выдаче заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд согласился с доводами административного ответчика, сославшись на документы, в которых указано, что объект самовольного строительства выстроен после 21 марта 2014 года.
Апелляционный суд правомерно признал такие выводы ошибочными.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 данного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу статьи 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 22 приведенного Закона определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года.
Согласно части 1 названной статьи 22 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (часть 2).
В соответствии с частью 4 данной статьи порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, согласно пункту 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии).
В силу пунктов 13-15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пункта 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Комиссия по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом заключения.
На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административные ответчики действовали в рамках предоставленных им полномочий, исходя из приложенных административным истцом к заявлению документов, в которых указано, что объект самовольного строительства выстроен после 21 марта 2014 года.
При этом из представленных в деле доказательств усматривается, что помимо технического паспорта, к своему заявлению от 9 декабря 2019 года Костенко Н.П. также приложил карточку регистрации по вышеуказанному адресу 31 октября 2008 года, что свидетельствует о возведении постройки до 18 марта 2014 года.
Однако названному документу административным ответчиком оценка не давалась. Таким образом, представленные Костенко Н.П. документы не были надлежащим образом проверены на предмет соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 указанного Порядка, что противоречит требованиям пункта 18 Порядка.
В суд первой инстанции Костенко Н.П. дополнительно был представлен технический паспорт домовладения от 9 июля 2020 года, выданный ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополе, где годом постройки жилого сооружения указан 2014 год, письмо ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополе от 9 июля 2020 года, согласно которому в домовладении самовольно в 2014 году возведен дом литер "А", акт обследования самовольной постройки, расположенной на самовольно занятом земельном участке, в котором указано, что на занятом земельном участке расположено самовольное одноэтажное строение, капитальное, каменное, возведенное до 18 марта 2014 года. Однако суд первой инстанции данные доказательства во внимание не принял, указав, что они не были представлены административному ответчику.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене судебного решения и частичном удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.