Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Проценко Е.А, действующей в интересах Асеева Д.В, Асеевой С.В, Асеева В.Н. и Русиновой М.В, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Асеева Д.В, Асеевой С.В, Асеева В.Н. и Русиновой М.В. об оспаривании отказа органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Асеев Д.В, Асеева С.В, Асеев В.Н. и Русинова М.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным отказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 22 мая 2020 года N 23250/01-13/1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела исходного земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность.
Просил признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 июня 2020 года N 33419/01-13/1 в предоставлении земельных участков в собственность в порядке завершения оформления прав.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявления истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела исходного земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность от 7 мая 2020 года и предоставлении земельных участков в собственность в порядке завершения оформления прав от 26 июня 2020 года.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу об устранении допущенных нарушений.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 ноября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Проценко Е.А, действующей в интересах Асеева Д.В, Асеевой С.В, Асеева В.Н. и Русиновой М.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 15 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2012 года распоряжением Красноперекопской районной государственной администрацией N 515 "О разрешении на разработку технической документации по землеустройству о составлении документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки" гражданам - членам фермерского хозяйства "Стимул 2012" Асееву Д.В, Асееву С.В, Асееву В.Н, Русиновой М.В, Асеевой Н.И. разрешена разработка технической документации по землеустройству о составлении документов, удостоверяющих право собственности на расположенные на территории Почётненского сельского совета Красноперекопского района Республики Крым земельные участки в размере стоимости средней земельной доли КПС "50 лет Октября" для ведения фермерского хозяйства.
Сведения о внесении изменений, отмене распоряжения Красноперекопской районной государственной администрации N 515 в документах архивного фонда за период с 19 декабря 2012 года по 31 декабря 2014 года отсутствуют.
В распоряжениях Красноперекопской районной государственной администрации за 2012-2014 годы сведений об утверждении технической документации по землеустройству, удостоверяющих право собственности на земельные участки на имя Асеева Д.В, Асеевой С.В, Асеева В.Н, Русиновой М.В, Асеевой Н.И. не имеется.
Административные истцы обратились 7 мая 2020 года в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участка, расположенных по адресу: Республика Крым, р-н Красноперекопский, на территории Почетненского сельского совета.
По результатам рассмотрения заявления министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в письме от 22 мая 2020 года N 23250/01-13/1 в удовлетворении обращения отказано.
Административные истцы вновь обратились в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 26 июня 2020 года с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, однако письмом от 30 июня 2020 года N 33419/01-13/1 обращение возращено без рассмотрения по существу на основании пункта 8 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что обжалуемые решения министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпунктам 1-3 пункта 1 названной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 16 статьи 11.10 данного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Приказ).
Согласно пункту 6 Приказа, в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Так в соответствии с пунктом 2 вышеназванной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу части 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Частью 1 статьи 13 данного Закона установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с частью 5 вышеназванной статьи порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 8 Порядка установлено, что в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
От административных истцов 7 мая 2020 года с целью раздела земельного участка поступило заявление об утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков. Раздел нацелен на завершение оформления прав на основании распоряжения Красноперекопской районной государственной администрацией от 18 декабря 2012 года N 515.
Из указанного распоряжения следует, что разрешение на разработку технической документации по землеустройству о составлении документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки, выдано гражданам - членам фермерского хозяйства "Стимул 2012" Асееву Д.В, Асееву С.В, Асееву В.Н, Русиновой М.В, Асеевой Н.И в размере стоимости средней земельной доли КПС "50 лет Октября" для ведения фермерского хозяйства.
Разработанная техническая документация по землеустройству в Красноперекопскую районную государственную администрацию на утверждение членами фермерского хозяйства "Стимул 2012" предоставлена не была.
Документов, подтверждающих размер стоимости средней земельной доли (пая) КСП "50 лет Октября" и соответственно, подтверждающих размер образуемых земельных участков в соответствии с прилагаемой схемой, не представлено.
В поданном заявлении не указан вид права и основание предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации. Не представлены также доказательства, обосновывающие правовые основания для образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Таким образом, требования административных истцов, обратившихся как физические лица, а не члены фермерского хозяйства "Стимул 2012", об образовании четырех земельных участков путем раздела земельного участка в тех площадях, которые указаны в заявлении, не основаны на положениях Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Таким образом, отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенный в письме от 22 мая 2020 года N 23250/01-13/1, является законным и обоснованным.
Заявления административных истцов от 26 июня 2020 года подано по вопросу предоставления четырех земельных участков на основании распоряжения Красноперекопской районной государственной администрацией от 18 декабря 2012 года N 515 в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313.
С учетом положений пункта 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313, заинтересованное лицо для завершения оформления или переоформления прав на земельный участок имеет право подать заявление в индивидуального порядке. Возможность рассмотрения такого заявления, поданного от четырех граждан, названным Порядком не предусмотрена.
Таким образом, указанное заявление правомерно не было рассмотрено по существу органом исполнительной власти и возвращено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.