Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ситниковой М.В, действующей в интересах администрации муниципального образования Новокубанского района Краснодарского края, на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Новокубанского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Новокубанского района Краснодарского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новокубанского района, выразившегося в непринятии мер по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом, последующего направления в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявлений для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.
Просил обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район организовать работу, направленную на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных в документах территориального планирования.
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район после проведения работы, направленной на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения муниципальных образований Новокубанского района газом, с учетом существующих и планируемых перспектив развития территорий муниципальных образований Новокубанского района, отраженных документах территориального планирования, направить в Министерств, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявку для рассмотрения вопроса о включении, мероприятий по газификации отдаленных населенных пункте Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программ ГРО.
Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации Новокубанского района Краснодарского края по доверенности Ситниковой М.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 30 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 23 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокурором выявлено, что администрацией МО Новокубанский район не завершены работы по актуализации схемы газоснабжения, соответствующие заявки в профильные ведомства не направлены, что препятствует рассмотрению возможности газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Схема территориального планирования муниципального района, согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
При этом, на указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 19 названного Кодекса картах, отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся, в том числе, к области электро- и газоснабжения поселений.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части актуализации расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
При этом согласно пункту 4.1. СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (с Изменениями N 1, 2, 3) проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В силу пункта 5.4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в генеральные планы поселений внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений.
В силу положений статей 8.1, 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Более того Письмом Министерства Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 17 декабря 2018 года администрации МО Новокубанский район указано на необходимость корректировки схемы газоснабжения с последующим направлением в Министерство заявки для рассмотрения вопроса включения мероприятий по газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района в государственные либо инвестиционные программы ГРО.
Незавершенная администрацией работа по актуализации схемы газоснабжения препятствует рассмотрению возможной газификации отдаленных населенных пунктов Новокубанского района, может повлечь за собой причинение вреда как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам, кроме того, требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления к реализации публичной обязанности по организации газоснабжения населенных пунктов.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.