Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмаря Д.В, Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя ТСЖ "Строителей 13" Андросовой М.А. и представителя - Фирсовой И.А, поступившую в суд первой инстанции 01 июня 2021 года, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лебединской Т.П. к администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лебединская Т.П. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 27 февраля 2020 года N 477-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N".
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято в нарушение части 6 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку принято без учёта информации о нахождении в пределах составленной схемы, самовольно построенных сооружений, в отношении которых решения суда о сносе до настоящего времени не исполнены, а утверждённая схема не содержит информации о таких самовольных постройках, при этом о наличии самовольных построек Администрации города Ялта Республики Крым было известно. Оспариваемое решение нарушает права Лебединской Т.П. как собственника квартиры "адрес", а также как собственника смежных с утверждённой схемой, земельных участков и нежилого здания, по границе которого составлена вышеуказанная схема.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года иск Лебединской Т.П. удовлетворён, признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 27 февраля 2020 года N 477-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 февраля 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатели ТСЖ "Строителей 13" Андросова М.А. и Фирсова И.А. выражают несогласие с вынесенными судебными актами, считают их незаконными, необоснованными, просят состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административному истцу Лебединской Т.П. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Строителей, д. 13, кв. 6.
Кроме того, Лебединской Т.П. принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные в районе указанного многоквартирного дома, а именно: земельный участок площадью 65 кв.м, с кадастровым номером N, земельный участок площадью 260 кв.м, с кадастровым номером N, земельный участок площадью 50 кв.м, с кадастровым номером N, земельный участок площадью 33 кв.м, с кадастровым номером N, нежилое здание (гараж) с кадастровым номером N
2 мая 2017 года Товарищество собственников недвижимости товарищества собственников жилья "Строителей 13" обратилось в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 953 кв.м, под многоквартирным домом "адрес", приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 27 февраля 2020 года N 477-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N" указанная схема утверждена.
Между тем, в материалы дела представлено заключение от 19 октября 2020 года кадастрового инженера Дынника А.А, имеющего соответствующую квалификацию, из которого следует, что земельный участок Товарищества собственников недвижимости товарищества собственников жилья " "адрес"" в границах, указанных на утверждённой Схеме расположения, оказывает негативное влияние на уже образованные соседние земельные участки, состоящие на государственном кадастровом учёте, а именно: к земельным участкам N, а также к зданиям N (жилой дом) и N (гараж), расположенным на данных земельных участках, принадлежащих на праве собственности гражданке Лебединской Т.П, перекрывается единственный существующий подъезд и проход, расположенный вдоль дома "адрес". Границы земельного участка Товарищества собственников недвижимости товарищества собственников жилья " "адрес"", указанные на утверждённой Схеме расположения, практически вплотную подходят к существующему 2-х этажному нежилому зданию N (расстояние от границ участка до здания от 80 до 90 см.), в результате чего частично перекрывается въезд в гараж (с северной стороны) и существенно осложняется эксплуатация данного здания.
К заключению приложена графическая схема с изображением границы земельного участка образуемого Товариществом собственников недвижимости товариществом собственников жилья " "адрес"", а также земельных участков, принадлежащих на праве собственности Лебединской Т.П, объектов недвижимости, определённых согласно данных Государственного земельного кадастра.
Указанная схема подтверждает затруднительность (невозможность) использования административным истцом принадлежащих ей земельных участков и объекта недвижимости - гаража.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства (пункты 1, 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и нормы материального права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о затруднительности (невозможности) использования административным истцом принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости, поскольку выявленные при рассмотрении дела недостатки, с которыми связана невозможность образования земельного участка, препятствуют рациональному использованию земель и нарушают права административного истца.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 27 февраля 2020 года N 477-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала N" было вынесено с нарушением требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно признал обжалуемое постановление незаконным.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 27 августа 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.