Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, по кассационной жалобе ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сочи) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Ответчиком в специальный стаж не включены следующие периоды работы ФИО7:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра в Сочинской городской больнице N4 (5 лет 11 мес. 25 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - палатная медсестра в Сочинском Центральном военном санатории имени Ворошилова (2 года 1 мес. 12 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - палатная медсестра в Сочинском Центральном военном санатории Ворошилова (4 мес. 13 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра ЗАО СК "Микрохирургия глаза" (1 год 9 мес. 16 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра ЗАО СК "Микрохирургия глаза" (4 года 10 мес. 1 день);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра филиала "Санаторий "Сочинский" Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства Обороны Российской Федерации (7 лет 7 мес. 10 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра АО Санаторий "Зеленая Роща" (7 мес. 27 дней).
Полагая свои права нарушенными, истица просила суд включить спорные периоды работы в специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 января 2021 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО7 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО7 просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В обоснование доводов жалобы истица ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением ГУ УПФ РФ в г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия специального стажа продолжительностью 30 лет.
Согласно указанному решению специальный стаж истицы составил 4 года 5 месяцев 5 дней.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчик не засчитал периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра в Сочинской городской больнице N4 (5 лет 11 мес. 25 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - палатная медсестра в Сочинском Центральном военном санатории имени Ворошилова (2 года 1 мес. 12 дней);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - палатная медсестра в Сочинском Центральном военном санатории Ворошилова (4 мес. 13 дней).
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра ЗАО СК "Микрохирургия глаза" (1 год 9 мес. 16 дней).
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра ЗАО СК "Микрохирургия глаза" (4 года 10 мес. 1 день).
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра филиала Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации- "Санаторий "Сочинский" (7 лет 7 мес. 10 дней).
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра АО Санаторий "Зеленая Роща" (7 мес. 27 дней).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N 1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список N 464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции исходил из того, что истица работала в организациях, которые не предусмотрены Списками учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, также истицей не представлены документы, подтверждающие факт льготной работы, а в представленных индивидуальных сведениях застрахованного лица не указан код льготной профессии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами нижестоящих судов об отказе во включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сочинском Центральном военном санатории имени Ворошилова; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сочинском Центральном военном санатории Ворошилова; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ЗАО СК "Микрохирургия глаза"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ЗАО СК "Микрохирургия глаза"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале "Санаторий "Сочинский" Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства Обороны Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в АО Санаторий "Зеленая Роща" соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения и на установленных по делу обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что работа в должности медицинской сестры подлежит включению в специальный страховой стаж независимо от того в какой организации осуществляется лечебная деятельность, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
ЗАО СК "Микрохирургия глаза" по своей организационно-правовой форме не является учреждением, предусмотренным списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и учреждений, поэтому, суды пришли к правильному выводу о том, период работы истицы в указанном обществе не подлежит включению специальный стаж.
Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о необходимости включения периодов работы истицы в Федеральном государственном казенном учреждении "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства Обороны Российской Федерации, Сочинском Центральном военном санатории имени Ворошилова и АО Санаторий "Зеленая Роща", поскольку основаны на неправильном понимании подлежащих применению норм материального права.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должности медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела выданных Федеральному государственному казенному учреждению "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации и АО Санаторий "Зеленая Роща" лицензий и приложений к ним следует, что данные санатории не имеют таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781 соответственно.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что не отражение работодателями в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода льготы, не может служить основанием для отказа во включении периодов его работы в специальный стаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Судом установлено, что в период работы с 19.09.1997 по 31.10.1999 в предоставленных работодателем истица (Сочинский Центральный военный санаторий им. Ворошилова) индивидуальных сведениях, работодатель сдает сведения без указания кода льготной профессии, то есть, отсутствует указание на особые условия труда (не проставлен код льготы), что является свидетельством того факта, что работодателем не подтверждается льготный характер работы истца.
В связи с изложенным выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы вышеуказанного периода работы являются правильными, соответствуют положениям действующего пенсионного законодательства.
В то же время, судебная колегия не может согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы истицы медсестрой в Сочинской городской больнице N4 с 08.07.1986 по 03.07.1992.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 данного кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были.
Отказывая в удовлетворении требований в указанной части суд первой инстанции согласился с решением ответчика об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, сославшись на то, что не представлены документы, подтверждающие факт льготной работы.
Между тем, как следует из материалов дела, в качестве подтверждения своих доводов о включении периода работы с 08.07.1986 по 03.07.1992 в специальный стаж истица ссылалась на запись в трудовой книжке, а также представила выданную ГБУЗ "Городская больница N 4 г. Сочи" справку, уточняющую особый характер работы или условия труда.
Однако, данные доводы истицы и представленные ею доказательства, надлежащей оценки суда не получили. По каким мотивам представленные истицей доказательства не приняты во внимание, в судебных актах не указано. Нет в судебных актах и указания на то, какими документами может быть подтвержден факт льготной работы.
При таких обстоятельствах судебные акты в указанной части нельзя признать обоснованными. Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 января 2021 года в части и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить юридически значимые обстоятельства, дать им правовую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 января 2021 года в части оставления без изменения решения Центрального районного суда г. Сочи от 18 июня 2020 года об отказе ФИО7 в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы медсестрой в Сочинской городской больнице N 4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить и в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.