Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах Крамаренко БП к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курганинском районе Краснодарского края (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с включением периода работы, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края С.В. Табельского, поступившему с делом 4 июня 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Пономареву П.Г, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор в интересах Крамаренко Б.П. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курганинском районе Краснодарского края (межрайонное) (далее ГУ УПФР в Курганинском районе) о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с включением периода работы.
В обоснование исковых требований указал, что решением Управления Пенсионного фонда по Курганинскому району от 8 июля 2020 г. Крамаренко Б.П. отказано в перерасчёте страховой пенсии по старости за период работы в Магаданской колбасной фабрике связи с отсутствием документов, подтверждающих оплату труда. В обосновании такого решения ГУ УПФР в Курганинском районе указало, что Крамаренко Б.П. следует отказать в перерасчёте страховой пенсии по старости, так как представленный Крамаренко Б.П. партийный билет не является основанием для перерасчёта. В целях перерасчёта пенсии необходимо представить справку о заработной плате, выданную на основании первичных бухгалтерских документов (расчётно-платёжных ведомостей, лицевых счетов и др.).
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 г. исковые требования Лабинского межрайонного прокурора удовлетворены.
Суд признал решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганинском районе (межрайонное) по Лабинскому району от 8 июля 2020 г. об отказе в перерасчёте размера трудовой пенсии по старости из другого варианта заработка с учётом членских взносов незаконным. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганинском районе (межрайонное) включить в расчёт пенсии Крамаренко БП сумму заработка за июнь - декабрь 1986 года, за январь-декабрь 1987 года, за январь-декабрь 1988 года, за январь-октябрь 1989 года, произвести перерасчёт страховой пенсии Крамаренко Б.П. в соответствии с указанными периодами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурора в интересах Крамаренко Б.П. к ГУ УПФР в Курганинском районе Краснодарского края (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с включением периода работы.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. партийный билет может являться косвенным доказательством, подтверждающим фактический заработок на конкретном предприятии. Тот факт, что Крамаренко Б.П. по обстоятельствам, независящим от него, не имеет возможности представить первичную бухгалтерскую документацию, подтверждающую его заработок на Магаданской колбасной фабрике, а также документы, подтверждающие, что сведения о заработной плате утрачены в связи со стихийными бедствиями, не может препятствовать реализации его права на перерасчет пенсии по наиболее выгодному варианту среднемесячной заработной платы.
Крамаренко Б.П, представитель ГУ УПФР в Курганинском районе (межрайонное), надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Исходя из приведенных норм права назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Крамаренко Б.П. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" с 11 августа 2011 г.
Размер пенсии по старости Крамаренко Б. П. определен с учетом представленной справки о заработной плате за период работы с декабря 1980 года по январь 1984 года.
8 июля 2020 г. Крамаренко Б.П. обратился в ГУ УПФР в Курганинском районе (межрайонное) (по Лабинскому району) с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии по старости.
В качестве документа, подтверждающего факт начисления заработной платы, Крамаренко Б. П. предоставил партийный билет N, выданный 11 июля 1986 г. Магаданским горкомом КПСС Магаданской области.
Решением ГУ УПФР в Курганинском районе (межрайонное) от 8 июля 2020 г. Крамаренко Б. П. отказано в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Согласно пункта 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации в застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателям либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов (лицевых счетов, расчетно-платежных ведомостей и др.).
Указанный перечень документов прямо и исчерпывающим образом определяет документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ в целях подтверждения среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований руководствовался письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г, которым предусмотрено, что в случае невозможности определения причинителя вреда в не сохранности сведений заработной плате гражданина в случае наводнений, землетрясений, ураганов органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
Отменяя решение суда первой инстанции и вынося новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции исходил из того, что документов, подтверждающих, что сведения о заработной плате Крамаренко Б.П. за период работы с июня 1986 года по октябрь 1989 года утрачены в связи со стихийным бедствием (наводнением, землетрясением, ураганом) ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Более того, материалами дела подтверждается, что размер пенсии Крамаренко Б.П. исчислен с учетом сумм заработной платы за период работы с декабря 1980 года по январь 1984 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
В оспариваемом судебном акте приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационном представлении доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Краснодарского края С.В. Табельского, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.