Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробейниковой Н.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Коробейниковой Н.В, поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Коробейникова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (далее ГУ УПФР в Симферопольском районе Республики Крым) в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФР в Симферопольском районе Республики Крым N 128435/20 от 19 июня 2020 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж в кратном исчислении как год и шесть месяцев за год такой работы периоды осуществления ею деятельности: с 16 марта 1998 г. по 5 ноября 1998 г, с 22 ноября 1998 г. по 30 ноября 1998 г, с 1 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г, с 1 февраля 1999 г. по 31 июля 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 9 октября 2003 г, с 10 октября 2003 г. по 18 ноября 2004 г, с 3 ноября 2006 г. по 28 февраля 2013 г. и с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должностях медсестры, акушерки фельдшерско - акушерского пункта, хирургического отделения, палаты новорожденных родильного дома, палаты патологии, родзала и родового отделения с операционными обособленного подразделения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2014 г. по 8 апреля 2014 г. и с 11 марта 2019 г. по 19 апреля 2019 г, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г, указав что ответчиком при разрешении её заявления о назначении страховой пенсии не учтены вышеназванные периоды её трудовой деятельности, в том числе и в льготном исчислении.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 15 декабря 2020 г. исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) N 128435/20 от 19 июня 2020 г. и на ответчика возложена обязанность:
включить в специальный страховой стаж Коробейниковой Надежды Виталиевны в кратном исчислении как год и шесть месяцев за год такой работы периоды работы с 1 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г, с 1 февраля 1999 г. по 31 июля 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 9 октября 2003 г, с 10 октября 2003 г. по 18 ноября 2004 г, с 3 ноября 2006 г. по 28 февраля 2013 г. и с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должностях медсестры, акушерки фельдшерско - акушерского пункта, хирургического отделения, палаты новорожденных родильного дома, палаты патологии, родзала и родового отделения с операционными обособленного подразделения, нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 марта 2014 г. по 8 апреля 2014 г. и с 11 марта 2019 г. по 19 апреля 2019 г.
В календарном исчислении: периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г. Назначить Коробейниковой Н.В. досрочную страховую пенсию по старосте на льготных условиях в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ с 20 февраля 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ГУ УПРФ в Симферопольском районе Республики Крым обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период нахождения Коробейниковой Н.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г, в части льготного исчисления периода работы Коробейниковой Н.В. с 1 февраля 1999 г. по 31 июля 1999 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения, и в части возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ с 20 февраля 2020 г, в указанной части принято новое решение, которым данные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Решение суда отменено в части отказа в возложении на ответчика обязанности включить период работы Коробейниковой (Фирсовой) Н.В. с 16 марта 1998 г. по 5 ноября 1998 г. и с 22 ноября 1998 г. по 30 ноября 1998 г. в должности акушерки Зыбинского фельдшерско - акушерского пункта в кратном исчислении, приняв в указанной части новое решение, которым на ответчика возложена обязанность включить указанный период в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за год такой работы.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Коробейникова Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20 февраля 2020 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика N 128435/20 от 19 июня 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности требуемого специального страхового стажа. По мнению пенсионного органа, периоды работы Коробейниковой Н.В. с 16 марта 1998 г. по 5 ноября 1998 г. и с 22 ноября 1998 г. по 30 ноября 1998 г. в должности акушерки фельдшерско-акушерского пункта, с 1 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г. в должности медсестры хирургического отделения, с 1 февраля 1999 г. по 31 июля 1999 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения, с 1 августа 1999 г. по 9 октября 2003 г. в должности акушерки палаты патологии, с 10 октября 2003 г. по 18 ноября 2004 г, с 3 ноября 2006 г. по 28 февраля 2013 г. в должности акушерки родзала и с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должности акушерки родового отделения с операционными обособленного подразделения подлежат включению в календарном исчислении, в виду некорректного указания в лицевом счете, а также в связи с тем, что указанные структурные подразделения не поименованы соответствующим Списком. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 марта 2014 г. по 8 апреля 2014 г. и с 11 марта 2019 г. по 19 апреля 2019 г, а также период нахождения истца отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г, не подлежат включению в специальный стаж, так как истец не осуществляла трудовую деятельность в указанные периоды. Зачтенный ответчиком стаж составил 22 года 10 месяцев 29 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Конституции Российской Федерации, установив факт трудовой деятельности истца в спорные периоды в должностях, дающих право на досрочное установление пенсии и на льготное исчисление стажа, пришел к выводу о неправомерности действий ГУ УПФР в Симферопольском районе Республики Крым и наличии оснований для удовлетворения исковых требований Коробейниковой Н.В.
Суд апелляционной инстанции нашел решение о возложении обязанности о включении в подсчет специального стажа периодов нахождения истца отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г. противоречащими нормам материального права, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Коробейниковой Н.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 20 января 2020 г.).
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Части 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае отпуск по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 г, что не было учтено судом первой инстанции при разрешении спора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене решения суда первой инстанции в указанной части, а исковые требования Коробейниковой Н.В. о включении в специальный медицинский стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 19 ноября 2004 г. по 2 ноября 2006 г. подлежащими оставлению без удовлетворения.
Проверяя законность судебного постановления, суд апелляционной инстанции на основании разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13, абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение выйти за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе и проверить обжалуемый судебный акт в полном объеме.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции обоснованно отклонила доводы пенсионного органа о включении периода работы истца в должности акушерки фельдшерско-акушерского пункта в календарном исчислении.
Так согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Поскольку в период с 16 марта 1998 г. по 5 ноября 1998 г. и с 22 ноября 1998 г. по 30 ноября 1998 г. Коробейникова (Фирсова) Н.В. работала в должности акушерки Зыбинского фельдшерско-акушерского пункта, и работа проходила в сельской местности, указанный период подлежит зачету в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за год такой работы.
Поскольку до вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Приложение к Правилам "Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев", при исчислении специального трудового стажа медицинским работникам в льготном порядке за периоды работы до 1 ноября 1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья население дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Пунктом 2 названного Постановления от 6 сентября 1991 г. установлен льготный порядок исчисления периодов работы работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца; установлен льготный порядок исчисления периодов работы врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности на ответчика включить период работы Коробейниковой Н.В. в должности медсестры хирургического отделения с 1 декабря 1998 г. по 31 января 1999 г. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за год такой работы, являются правомерными.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым не согласилась с выводами суда о включении в подсчет специального стажа в льготном исчислении периода работы истца с 1 февраля 1999 г. по 31 июля 1999 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о родильном доме, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1977 г. N 830, родильный дом может иметь следующие структурные подразделения:
а) стационар, включающий приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (Помещения родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое;
б) женскую консультацию;
в) лечебно-диагностические подразделения (лаборатория, рентгенодиагностические, физиотерапевтические кабинеты и др.), централизованную стерилизационную, аптеку и др.;
г) административно - хозяйственную часть.
Структура родильного дома, число и профиль коек в стационаре, количество и характер лечебно-диагностических кабинетов, лабораторий устанавливаются органами здравоохранения.
Штаты родильного дома утверждаются в установленном порядке по действующим штатным нормативам и типовым штатам.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 г. N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений) было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Стационар включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.
Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 29 января 1999 г. N 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, отделение новорожденных в него не входит.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции верно указал, что к отделениям хирургического профиля родильного дома (как самостоятельного учреждения либо как структурного подразделения больницы) относятся структурные подразделения, предназначенные для оказания родовспоможения, к числу которых отделение новорожденных не относится.
Согласно Положению об отделениях для новорожденных и недоношенных детей городских и областных больниц, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 20 апреля 1983 г. N 440, отделения для новорожденных и недоношенных детей детских городских и областных больниц являются структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, основными задачами отделения являются оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей. Проведение операционных вмешательств и хирургических манипуляций новорожденным в задачи отделения новорожденных не входят.
Приказом Минздрава СССР от 8 апреля 1980 г. N 360 было утверждено Положение о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций. Согласно пункта 5 Положения о медицинской сестре (палатной) по обслуживанию новорожденных акушерских стационаров, медицинская, сестра по обслуживанию новорожденных осуществляет оказание новорожденным надлежащего ухода и лечения в соответствии с назначением лечащего врача, контроль за санитарно-гигиеническим содержанием палат и прилегающих к ним помещений, целостность и сохранность находящегося в ее ведении медицинского и хозяйственного оборудования, контроль за работой младшего медицинского персонала.
При осуществлении своей работы медицинская сестра обязана: принимать при вступлении на работу от предыдущей смены сведения о числе детей, их состоянии, о назначениях врача в отношении лечения и питания новорожденных; сверять совместно с медсестрой, сдающей дежурство, медальон каждого ребенка с записями в "Истории развития новорожденного", выполнять все лечебные и санитарно-гигиенические назначения врачей; помогать врачу при выполнении диагностических и лечебных манипуляций; наблюдать за правильностью кормления новорожденных матерями и осуществлять питание детей, находящихся на смешанном или искусственном вскармливании; сообщать врачу-педиатру о всех новорожденных, в состоянии которых произошло ухудшение и др.
Доказательств того, что характер выполняемой истцом работы в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения, отличался от функционала медицинской сестры по обслуживанию новорожденных, предусмотренного указанным выше Положением, и позволял отнести отделение для новорожденных родильного дома к отделениям хирургического профиля (например, доказательства оказания средним медицинским персоналом отделения новорожденных медицинской помощи с выполнением каких-либо хирургических манипуляций), в материалах дела не имеется, истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно указал на незаконность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для включения спорного периода работы истца в должности медицинской сестры палаты для новорожденных родильного отделения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.
Как установлено судом первой инстанции, Коробейникова Н.В. с 1 августа 1999 г. по 9 октября 2003 г. работала в должности акушерки палаты патологии, с 10 октября 2003 г. по 18 ноября 2004 г, с 3 ноября 2006 г. по 28 февраля 2013 г. в должности акушерки родзала и с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должности акушерки родового отделения с операционными обособленного подразделения.
Учитывая изложенные выше акты как то, письмо Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров", приказ Минздрава РФ от 29 января 1999 г. N 28, утвердивший Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, согласно которым акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям, предназначенным для оказания родовспоможения, суд правомерно возложил на пенсионный орган обязанность зачесть спорные периоды работы истца в должности акушерки в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за один год такой работы.
Вместе с тем, поскольку с учетом спорных периодов работы истца, а также с учетом исключенного судом апелляционной инстанции периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, специальный трудовой стаж истца, на момент обращения в пенсионный орган составил менее 30 лет, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым обоснованно отказала в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Н.Н. о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с момента обращения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коробейниковой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.