Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Шибаева АФ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда Волгоградской области о понуждении к назначению ежегодное денежной выплаты, по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда по Волгоградской области, поступившей с делом 24 марта 2021 г, на решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 16 сентября 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Квочкину Д.И, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Фролову Е.В, полагавшую доводы кассационной жалобы обоснованными, судебная коллегия
установила:
прокурор Центрального района г. Волгограда, действующий в интересах Шибаева А.Ф, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда Волгоградской области о понуждении к назначению ежегодное денежной выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 16 сентября 2019 г. исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Шибаева АФ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда Волгоградской области о понуждении к назначению ежегодное денежной выплаты, удовлетворены. Суд обязал ответчика назначить и выплатить Шибаева АФ ежегодную денежную выплату ко Дню Победы в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с пунктом постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 592п "О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Волгоградской области" Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда переименовано в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 441п "О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Волгоградской области" Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 с 2 ноября 2020 г. переименована в Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N3 (далее Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области).
Ответчиком подана кассационная жалоба на решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 16 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 г, в которой он просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением норм материального права.
Истец Шибаев А.Ф, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Шибаев А.Ф. является участником Великой Отечественной войны и имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны ВВ N.
8 мая 2019 г. Шибаев А.Ф. обратился в Управление ПФР в Центральном районе г. Волгограда Волгоградской области по вопросу назначения ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы в размере 10 тыс. рублей в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N186.
УПФР в Центральном районе г. Волгограда Волгоградской области отказало Шибаеву А.Ф. в указанной выплате, поскольку выплата положена только ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В связи с тем, что Шибаев А.Ф. участвовал в боевых операциях по ликвидации национального подполья в составе действующей армии с февраля по апрель 1951 года, ежегодная выплата по Указу Президента N186 ему не положена.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии с записью N военного билета НМ N, архивной справки внутренних войск по Украинской и Молдавской ССР, Шибаев А.Ф. принимал участие в боевых операциях по ликвидации национального подполья в составе воинской части N3216 с февраля по апрель 1951 года, т.е. истец относится к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истец Шибаев А.Ф. имеет статус ветерана ? участника Великой Отечественной войны и на него распространяется действие Указа Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций ошибочными.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранах боевых действий отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей
Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты.
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" издано постановление Правительства об утверждении Правил осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы.
Этими правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы (включая расходы на ее доставку) гражданам, указанным в пункте 1 Правил.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" в виде обеспечения ежегодного выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Исходя из военного билета НМ N истец не принимал участия в боевых действиях по защите Отечества в период с 1941 года по 1945 год включительно, поскольку с февраля по апрель 1951 года являлся участников боевых операций по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии.
Таким образом, круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, определен достаточно ясно и включает в себя граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, т.е. являлись непосредственными ее участниками и инвалидами, о чем и следует из текста Указа. Участники других боевых действий, в том числе участники боевых операций по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии, к данному кругу лиц не относятся.
При таком положении сам по себе факт наличия у истца удостоверения, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны, не свидетельствует о том, что на него в полном объеме распространяется данное право, предоставляемое лишь непосредственным участникам Великой Отечественной войны, перечень которых изложен в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который является закрытым.
Поскольку период участия Шибаева А.Ф в боевых операций по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Шибаева А.Ф. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного указа Президента Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными, поскольку непосредственным образом повлияли на результат рассмотрения дела.
Данные нарушения не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 г, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.