Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязовой С.Г. к управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе о признании незаконным решения об отказе в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома, по кассационной жалобе представителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе - Евщенко Л.В. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Вязова С.Г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе (далее - УСЗН в Ейской районе) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома. В обоснование своих требований указала, что является вдовой военнослужащего Вязова Г.Г, на праве собственности имеет 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по "адрес". В указанном доме истец проживает и зарегистрирована с 09.12.2010. 16.012.2020 Вязова С.Г. получила справку о праве на получение из федерального бюджета денежных средств на ремонт жилого дома, после чего обратилась к ответчику с заявлением о денежной выплате, предоставив необходимые документы. Однако 18.02.2020 истцу в выплате было отказано, так как жилой дом, в котором проживает Вязова С.Г, является многоквартирным и не отвечает признакам индивидуального жилого дома.
Учитывая вышеизложенное, Вязова С.Г. просила признать незаконным решение УСЗН в Ейском районе N930 от 18.02.2020 об отказе в назначении компенсации на ремонт индивидуального жилого дома; обязать УСЗН в Ейском районе произвести ей выплату денежной компенсации на проведение ремонта 3/5 долей жилого дома по адресу: "адрес".
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 25 ноября 2020 года исковые требования Вязовой С.Г. к УСЗН в Ейском районе о признании незаконным решения об отказе в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома удовлетворены. Признано незаконным решение УСЗН в Ейском районе от 18.02.2020 N 938 об отказе в назначении Вязовой С.Г. компенсации на ремонт индивидуального жилого дома. Суд обязал УСЗН в Ейском районе произвести выплату денежной компенсации на ремонт индивидуального жилого дома: 3/5 долей жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения обязанности УСЗН в Ейском районе произвести выплату денежной компенсации на ремонт индивидуального жилого дома: 3/5 долей жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в указанной части вынесено новое решение, которым в указанных исковых требованиях отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УСЗН в Ейском районе - Евщенко Л.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части признания незаконным в предоставлении денежных средств на проведение ремонта индивидуального жилищного строительства и вынесении нового судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывает, что Вязова С.Г. не обладает правом получения денежных средств, поскольку принадлежащий ей дом является многоквартирным.
В письменных возражениях Вязова С.Г, не соглашаясь с изложенными в кассационной жалобе доводами, просила оставить состоявшиеся судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Вязова С.Г. является вдовой военнослужащего Вязова Г.Г, имеет на праве собственности 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по "адрес". В указанном доме истец проживает и зарегистрирована с 09.12.2010г.
14 июня 2019 г. Военным комиссариатом выдана справка о праве Вязовой С.Г. на получение средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца серии 23 N 00444 для предъявления в УСЗН в Ейском районе, после чего истец обратилась к ответчику с заявлением о денежной выплате, предоставив необходимые документы. Однако 18.02.2020 истцу в выплате было отказано, так как жилой дом, в котором проживает Вязова С.Г, является многоквартирным и не отвечает признакам индивидуального жилого дома.
Для установления назначения объекта капитального строительства по "адрес", по поручению суда первой инстанции была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которой указанный объект признаками многоквартирного жилого дома не обладает, является индивидуальным жилым домом, принадлежащим на праве собственности нескольким собственникам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениями ст. 15, 16, 36 Жилищного кодекса РФ, ст.290 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание результаты судебной строительно-технической экспертизы, исходил из того, что принадлежащие истцу 3/5 доли жилого дома не могут рассматриваться в качестве многоквартирного дома, поскольку ей принадлежит доля в праве общей долевой собственности, выделенная в натуре в виде части жилого дома для пользования, а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Установив, что часть жилого дома, в котором проживает Вязова С.Г. имеет самостоятельную систему электро- и теплоснабжения, в доме отсутствуют помещения общего пользования и общие инженерные коммуникации, суд первой инстанции указал на то, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение обладает признаками индивидуального жилого дома, в связи с чем, ссылаясь на пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 2, подпункт "а" пункта 3 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г..N 313, пришел к выводу о том, что Вязова С.Г. как вдова военнослужащего имеет право на получение денежных средств на проведение ремонта занимаемой ею части жилого дома, признав отказ УСЗН в Ейском районе в получении средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, в выплате ей денежных средств на эти цели незаконным.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда первой инстанции, пришел к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на УСЗН в Ейском районе произвести выплату Вязовой С.Г. денежных средств на проведение ремонта индивидуального жилого дома, в связи с чем, в данной части решение отменил, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, полагает возможным с ними согласиться по следующим основаниям.
Меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, определены в статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
К числу таких мер относится ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца (далее также - Правила).
Названные Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах (абзац второй пункта 1 Правил).
Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, согласно пункту 2 Правил имеют в том числе члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
В пункте 3 Правил указаны члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, которые имеют право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов. Среди них вдовы (вдовцы) погибших (умерших) военнослужащих, за исключением вступивших в новый брак (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет (пункт 4 Правил).
Исходя из приведенных нормативных положений право на получение 1 раз в 10 лет средств, выделяемых из федерального бюджета на ремонт жилого дома, имеют члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, в числе которых вдовы (вдовцы) военнослужащих, за исключением тех вдов (вдовцов), которые вступили в новый брак, проживающие в принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домах, то есть домах, не относящихся к жилым домам государственного и муниципального жилищных фондов, а также к жилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что часть жилого дома, являющаяся изолированным жилым помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), представляет собой самостоятельный объект жилищных прав наряду с жилым домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пункт 3.21 "ГОСТ Р 51929. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 11 июня 2014 г. N 543-ст, определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 244 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 ГК РФ).
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 247 ГК РФ).
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (пункт 2 статьи 247 ГК РФ).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства. Квалифицирующим признаком индивидуального жилого дома является наличие в нем комнат, а не квартир. При этом индивидуальный жилой дом может находиться в общей собственности нескольких лиц с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, правильно применившим нормы материального права, регулирующие спорные отношения, жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Вязовой С.Г, находится на земельном участке, представленном для индивидуального жилищного строительства, статус многоквартирного этому жилому дому не присваивался, в документах на жилой дом (кадастровом паспорте, техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации права собственности) жилой дом в качестве многоквартирного не указан, напротив, в техническом паспорте дом именуется индивидуальным жилым домом, часть жилого дома, в которой проживает Вязова С.Г. имеет самостоятельную систему электроснабжения и теплоснабжения, в доме отсутствуют помещения общего пользования и общие инженерные коммуникации. Изолированная часть дома, в которой проживает Вязова С.Г, не является по смыслу части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой, обладает признаками индивидуального жилого дома, следовательно, Вязова С.Г, как вдова военнослужащего имеет право на получение средств на проведение ремонта занимаемой ею части индивидуального жилого дома. Указанные обстоятельства дела и соответствующие им выводы судов нижестоящих инстанции ответчиком в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Таким образом, доводы кассационной жалобы представителя УСЗН в Ейской районе - Евщенко Л.В. основаны на неверном толковании норм материального права, приведенных выше. Факт наличия двух раздельных лицевых счетов, раздельные самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок и наличие нескольких собственников жилых помещений не является самостоятельным основанием для признания индивидуального жилого дома, находящегося в общей долевой собственности, многоквартирным.
Поскольку судами не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе - Евщенко Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.