Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 175 Ленинградского района Краснодарского края от 3 декабря 2020 года, решение судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 175 Ленинградского района Краснодарского края от 3 декабря 2020 года исполняющий обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требование лицами, указанными в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Фатун Е.В. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что названным лицом, исполняющим обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району, 16 сентября 2020 года директору филиала ГАУ Краснодарского края "МФЦ КК" в Ленинградском районе незаконно возвращено дело N 15092020-21105779-23-187 от 15 сентября 2020 года о регистрации по месту пребывания гражданина Ткаченко С.Н, 25 апреля 1987 года рождения, так как, не предоставлен документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта).
Судебные инстанции исходили из того, что в рассматриваемом случае у должностного лица отсутствовала необходимость передачи подлинника паспорта в орган регистрационного учета, для получения государственной услуги в виде регистрации по месту пребывания, а при личном обращении в МФЦ документ, удостоверяющий личность, предоставляется заявителем лишь в целях идентификации личности получателя такой услуги. Кроме того, по мнению нижестоящих судебных инстанций, из возражений Фатун Е.В. не усматривается, каким образом отсутствие в полученных из МФЦ материалах подлинника паспорта гражданина Российской Федерации могло повлиять на принятие решения о его регистрации по месту пребывания, поскольку каких-либо отметок в паспорте в данном случае не проставляется.
С данными выводами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с пунктом 40 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент), для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента, в том числе паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность.
Согласно пункту 41 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет, в том числе паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно пункту 5 указанных Правил документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Из системного толкования пунктов 40 и 41 Административного регламента и пунктов 5, 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства следует обязательное предоставление одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель паспорта либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, возвращая о регистрации по месту пребывания гражданина Ткаченко С.Н, так как, не предоставлен документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта), исполняющий обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, о наличии в действиях исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 175 Ленинградского района Краснодарского края от 3 декабря 2020 года, решение судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении названного лица - прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 175 Ленинградского района Краснодарского края от 3 декабря 2020 года, решение судьи Ленинградского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД по Ленинградскому району Фатун Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.