Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Артамонова Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дораевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-211/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-001226-09) по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по апелляционной жалобе администрации Кореновского городского поселения Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено,
установила:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости и просил установить ее в размере рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, подготовленным "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", по состоянию на 1 января 2016 г. в сумме 8 078 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2016 г. в сумме 5 154 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 5 июля 2018 г. в сумме 3 522 000 руб.
В обосновании требований указывает, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков существенно превышают рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 г, принятым по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленный административный иск удовлетворен.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. в размере его рыночной стоимости 8 447 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. в размере его рыночной стоимости 5 742 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 5 июля 2018 г. в размере его рыночной стоимости 3 909 000 руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости определено 18 сентября 2020 г.
Администрацией Кореновского городского поселения Краснодарского края подана апелляционная жалоба, в которой заинтересованное лицо просит решение суда отменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. в размере его рыночной стоимости 8 447 000 руб, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска в данной части. Указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, влекущего снижение налоговых поступлений в бюджет, отсутствие доказательств, опровергающих достоверность оспариваемой кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Штомпель А.Н. представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. От представителя административного истца Штомпель А.Н. поступило ходатайство с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) закреплены аналогичные положения.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административным истцом оспариваются результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами N и N, утвержденные приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 по состоянию на 1 января 2016 г. в сумме 11 900 138, 64 руб. и 8 016 392, 28 руб, соответственно.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и отзыву на административное исковое заявление филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности по состоянию на 5 июля 2018 г. в размере 5 465 226, 51 руб.
По результатам рассмотрения заявления АО "Тандер" комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю установлено несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке N N, выполненного ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным Федеральными стандартами оценки. Решением Комиссии от 6 августа 2020 г. заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, пока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости объектов недвижимости определением суда первой инстанции от 14 октября 2020 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. составила 8 447 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ту же дату - 5 742 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 5 июля 2018 г. - 3 909 000 руб.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется. При этом принял во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подходов обоснован, а также отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Отбор объектов-аналогов не противоречит требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7. Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, апелляционная жалоба администрации Кореновского городского поселения Краснодарского края не содержит и лицами, участвующими в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции в оспариваемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером N и с кадастровым номером N лицами, участвующими в деле, в частности, органами местного самоуправления, на территории которых они располагаются, не обжалуется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судья
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кореновского городского поселения Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Судья Т.А. Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.