Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Саха (Якутия) Фёдоровой Маргариты Николаевны на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попова Николая Иннокентьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Саха (Якутия) (далее - ОНД и ПР по Кобяйскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я)) от 29 июля 2020 года N 13/20, оставленным без изменения решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года, должностное лицо - глава администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попов Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2020 года указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Начальник ОНД и ПР по Кобяйскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) Фёдорова М.Н. обратилась с жалобой в Девятый кассационный суд общей юрисдикции на вышеуказанный судебный акт в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо - глава администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попов Н.И, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Фёдоровой М.Н. жалобы, в установленный срок возражения не направил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом пересмотра являются вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Из материалов дела следует, что 24 июля 2020 года прокуратурой Кобяйского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах, а именно исполнение полномочий органом местного самоуправления по обустройству противопожарной полосы свалки посёлка Сангар (полигон твёрдых бытовых отходов).
В нарушение пункта 72.3 постановления Правительства Российской Федерации противопожарная полоса не обновлена, заросла травой, покрыта сухой растительностью и ветками, в случае возгорания мусора на территории свалки существует реальная угроза перекидывания огня на лесной массив. С 18 мая 2020 года на территории Сангарского лесничества установлен пожароопасный сезон, согласно приказу Министерства экологии пожароопасного сезона на землях лесного фонда на территории Республики Саха (Якутия), что подтверждается актом проверки.
Изложенное послужило основанием для привлечения главы администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попова Н.И. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом.
По результатам рассмотрения жалобы судьёй Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2020 года вынесено решение об отмене постановления начальника ОНД и ПР по Кобяйскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) от 29 июля 2020 года и решения судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попова Н.И. на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Принимая указанное решение, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) исходила из того, что оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности за одно и то же правонарушение не имелось.
В обоснование указано, что 5 июня 2020 года прокуратурой района в отношении администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" проводилась проверка исполнения природоохранного законодательства по факту возгорания мусора на полигоне бытовых отходов, расположенном на автодороге Авиапорт-Сангар-Смородичный.
В рамках данной проверки было установлено, что территория полигона бытовых отходов примыкает к лесному массиву, при этом в нарушение пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации его территория не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером (отсутствует противопожарный разрыв).
За совершение указанного бездействия постановлением начальника ОНД и ПР по Кобяйскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) от 10 июня 2020 года N 13/15 администрация муниципального образования "Посёлок Сангар" привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Указанное постановление вступило в законную силу 20 июня 2020 года.
При этом, как усматривается из материалов дела, нарушение органом местного самоуправления требований пожарной безопасности было обнаружено прокуратурой района, в ходе проведённой ею проверки соблюдения требований пожарной безопасности 5 июня 2020 года. По итогам проверки прокуратурой района в адрес муниципального органа внесено представление от 9 июня 2020 года о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности.
26 июня 2020 года представление прокурора района рассмотрено органом местного самоуправления, по итогам которого принято решение об устранении нарушений противопожарной безопасности на полигоне бытовых отходов путём закупки работ по устройству противопожарного разрыва на месте обнаружения нарушения, на 8, 85 км автодороги Авиапорт-Сангар-Смородичный.
С учётом закупочных процедур, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд", закупка работ по устройству противопожарного разрыва запланирована на конец июля 2020 года, фактически договор о выполнении работ по устройству противопожарного разрыва с исполнением работ обществом с ограниченной ответственностью "Нордстрой" заключён 20 июля 2020 года, работы закончены по этому договору 12 августа 2020 года.
На основании изложенного, судья апелляционной инстанции пришёл к выводу, что постановление должностного лица административного органа от 29 июля 2020 года было вынесено по обстоятельствам, аналогичным тем, по которым глава муниципального образования был привлечён к административной ответственности за такое же правонарушение постановлением должностного лица административного органа от 10 июня 2020 года.
С данным выводом судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласиться нельзя, поскольку оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.
Согласно пункту 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают её очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Нарушение указанных Правил влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъектами административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица.
Из анализа приведённых норм следует, что к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за нарушение требований пожарной безопасности может быть привлечено как юридическое лицо, так и его руководитель.
В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Постановлением должностного лица от 10 июня 2020 N 13/15 к административной ответственности привлечено юридическое лицо администрация муниципального образования "Посёлок Сангар", тогда как постановлением от 29 июля 2020 года N 13/20 к административной ответственности привлечён глава администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попов Н.И.
Кроме того, в силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения возложенной на него законом обязанности или ненадлежащего её выполнения.
Вместе с тем следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для её исполнения. То есть привлечение соответствующего лица к ответственности за аналогичное нарушение, обнаруженное в ходе последующей проверки, не будет рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение в случае, если у лица имелась возможность для устранения нарушения, выполнения обязанности, возложенной на него законом.
Как указывалось выше, постановление должностного лица от 10 июня 2020 года N 13/15 вступило в законную силу 20 июня 2020 года, последующая проверка на основании, которой должностное лицо было привлечено к административной ответственности прокуратурой проведена 24 июля 2020 года.
Таким образом, выводы судьи Верховного Суда основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учёта приведённых выше правовых норм и являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.
Допущенное судьёй Верховного Суда Республики Саха (Якутия) нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем принятый по настоящему делу судебный акт не может быть признан законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истёк, производство по делу возобновлено быть не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечёт ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К, Р. и Ф.", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признаёт, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Саха (Якутия) Фёдоровой Маргариты Николаевны удовлетворить в части.
Решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования "Посёлок Сангар" Попова Николая Иннокентьевича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.