Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального казённого предприятия "Аэропорты Севера" Захарова Николая Альбертовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального казённого предприятия "Аэропорты Севера",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2021 года, Федеральное казённое предприятие "Аэропорты Севера" (далее - ФКП "Аэропорты Севера") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФКП "Аэропорты Севера" Захаров Н.А. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Основанием привлечения ФКП "Аэропорты Севера" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что последнее не выполнило в установленный срок до 1 октября 2020 года законного предписания государственного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 октября 2019 года N 58/17ГА/2019С(Я), а именно оператором аэродрома "Усть-Мая" не установлена приаэродромная территория.
Данный факт был установлен в ходе внеплановой проверки, проведённой на основании распоряжения от 5 октября 2020 года N 459-р.
6 ноября 2020 года главным инспектором Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ФКП "Аэропорты Севера" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела мировым судьей судебного участка N 49 города Якутска Республики Саха (Якутия) 23 ноября 2020 года вынесено постановление, оставленное без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2021 года, которым ФКП "Аэропорты Севера" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
Между тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Исходя из пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, в соответствии с пунктом 4 которых проект решения об установлении приаэродромной территории подготавливается оператором аэродрома.
Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы.
Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдаёт разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение.
Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (пункты 7, 8 Правил установления приаэродромной территории).
Указанные требования Правил установления приаэродромной территории выполнены оператором аэродрома в полном объёме, приказом Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 21 сентября 2020 года N 117-п, то есть до окончания установленного предписанием срока, утверждён проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома филиала "Аэропорт Усть-Мая" ФКП "Аэропорты Севера".
Как видно из обжалуемых судебных актов оценка данным доводам представителя юридического лица не дана, а административным органом указанные доводы не опровергнуты.
Таким образом, следует признать, что ФКП "Аэропорты Севера" предприняты исчерпывающие меры по исполнению предписания в установленный срок, в то время как отсутствие факта регистрации документов по установлению приаэродромной территории в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) не является основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, поскольку в силу пункта 15 Правил установления приаэродромной территории обязанность по направлению Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии копии решения об установлении приаэродромной территории в срок не позднее 5 рабочих дней возложена на уполномоченный федеральный орган, принявший такое решение.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу защитника Федерального казённого предприятия "Аэропорты Севера" Захарова Николая Альбертовича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 49 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального казённого предприятия "Аэропорты Севера", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Федерального казённого предприятия "Аэропорты Севера" состава административного правонарушения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.