Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Дегодьева А.С. на вступившие в законную силу решение судьи Сковородинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации города Сковородино Амурской области Безугловой "данные изъяты"
установил:
постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Дегодьева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо - глава администрации города Сковородино Амурской области Безуглова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Сковородинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Безугловой Т.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо вынесшее постановление - руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Дегодьев А.С. ставит вопрос об изменении вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности. Просит исключить из решения судьи районного суда вывод суда о том, что "предметом указанной закупки является купля-продажа недвижимости, которая будет создана в будущем, а не закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества, в связи с чем, установление дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных законом о контрактной системе, Градостроительным кодексом и Постановлением N 99 не требуется". Из решения судьи областного суда исключить вывод о том, что оснований для отмены или изменения решения судьи Сковородинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Глава администрации города Сковородино Амурской области Безуглова Т.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче Дегодьевым А.С. жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не направила.
Изучив доводы жалобы руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Дегодьева А.С, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе (часть 4 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 установлены дополнительные требованиям к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2 Приложения N 1 к названному постановлению Правительства определены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Основанием для привлечения главы администрации г. Сковородино Безугловой Т.В. к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
Главой администрации г. Сковородино Безугловой Т.В. по адресу: "адрес", утверждена документация электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение в собственность муниципального образования г. Сковородино недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы", размещенная в ЕИС в рамках закупки, объявленной извещением от ДД.ММ.ГГГГ N.
Предметом закупки является приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино трех жилых помещений общей площадью не менее 119, 3 кв.м, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 9 579 790 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ N на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем аукциона признано ООО "Славянское", как участник, предложивший наименьшую цену контракта - 9 436 093 рубля15 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ между Заказчиком и ООО "Славянское" заключен муниципальный контракт N.
По выводам административного органа, данная документация составлена с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку заказчиком не были установлены требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 8 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" о наличии у хозяйствующего субъекта - участника закупки необходимого уровня опыта строительных работ, членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Из предмета закупки объявленной извещением от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактически Заказчиком осуществляется закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества. Потребность Заказчика выражается непосредственно в строительстве жилого дома.
Постановлением должностного лица административного органа глава администрации города Сковородино Амурской области Безуглова Т.В. признана виновной в совершении данного административного правонарушения.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Сковородинского районного суда исходил из того, что объектом закупки являлось приобретение в собственность муниципального образования недвижимого имущества - благоустроенных квартир, созданных в будущем, но не выполнение работ по строительству объектов недвижимого имущества, в связи с чем требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99, не подлежали включению в документацию об аукционе в электронной форме.
В действиях Безугловой Т.В. отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, права и законные интересы участников закупки действиями аукционной комиссии не нарушены.
С выводами судебных инстанций следует согласиться.
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 ГК РФ предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли - продажи будущей вещи).
Согласно положениям статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. В соответствии с указанной нормой предмет договора купли-продажи недвижимого имущества должен быть индивидуализирован.
Администрация города Сковородино при разработке аукционной документации, при определении предмета муниципального контракта, указала достаточные сведения (местонахождение, площадь, стоимость, прочие технические характеристики жилых помещений), позволяющие установить конкретное недвижимое имущество, планируемое приобрести заказчиком по муниципальному контракту (купли-продажи) в будущем.
Согласно разъяснениям ФАС России (письмо N МЕ/108026/19 от ДД.ММ.ГГГГ, N АК/5602/20 от ДД.ММ.ГГГГ) заказчик не ограничен в выборе формы заключения договора в целях приобретения квартиры. Положения Закона о контрактной системе позволяют осуществить закупку жилого помещения (квартиры) по итогам проведения конкурентной процедуры, путем заключения договора купли-продажи квартиры, которая будет создана в будущем (с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года N 54).
Кроме этого необходимо учесть следующее.
В соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом пересмотра являются вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Приведенная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В целях реализации данного подхода в пункте 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, которые могут истечь и на дату вынесения решения.
Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного (городского) суда, решения судьи вышестоящего суда и сделанных в этих решениях выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи относительно правовой квалификации действий (бездействия), однако он не вправе этого делать, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.
При таких обстоятельствах истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного (городского) и вышестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы годичный срок давности привлечения Безугловой Т.В. к административной ответственности, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ истек, возможность правовой оценки действий данного лица в силу закона отсутствует.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Сковородинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении главы администрации города Сковородино Амурской области Безугловой "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Дегодьева А.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.