Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора Октемского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Арктический государственный агротехнический университет" (далее - Октемкий филиал ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ") Афанасьева "данные изъяты" на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - исполняющий обязанности директора Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" Афанасьев П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности директора Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" Афанасьев П.В. просит вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы исполняющего обязанности директора Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" Афанасьева П.В, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ изложены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в частности они обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), пункты 4.1, 4.4, 6.1, 6.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15.
В соответствии с Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года N 1055 "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в целях принятия дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия) введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2020 года N 1293, с учетом предложений Главного государственного санитарного врача Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2020 года N 14-00-02/44-2020 в целях предупреждения дальнейшего распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия) сохранен режим повышенной готовности для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также введены дополнительные меры для борьбы с короновирусной инфекцией и недопущения ее распространения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Хангаласском районе Захаровой П.И. в присутствии ФИО5, заведующей хозяйством общежития Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ", расположенного по адресу: "адрес", на основании предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Хангаласском районе N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении санитарно-эпидемиологического расследования в связи с подозрением на заболеваемости коронавирусной инфекции у пятерых студентов, проведена оценка поступивших материалов и документов, проведенной работы в целях ликвидации очага в общежитии указанного филиала.
В результате проведенного санитарно-эпидемиологического расследования установлено, что в общежитии Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" ДД.ММ.ГГГГ учет работы бактерицидных ламп и рециркуляторов не ведется, оценить проведение обеззараживания воздуха не представляется возможным. Приказ ректора ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" N 01/466 от 1 октября 2020 года "Об организации учебного процесса в первом полугодии 2020-2021 учебного года в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19" (пункты 4.1, 4.3) выполнены недостаточно, что является нарушением пункта 8.1 Р 3.5.1904-04 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях", согласно которому на помещения с бактерицидными установками должен быть оформлен акт ввода их в эксплуатацию и заведен журнал регистрации и контроля.
Со слов заведующей хозяйством ФИО5 рабочий раствор готовят из расчета 1 таблетка на 5 литров. По инструкции N по применению дезинфицирующего средства "МЕДИХЛОР" 1 таблетка на 5 литров концентрация рабочего раствора составляет 0, 010%, а при вирусном режиме концентрация рабочего раствора должна быть 0, 015% или 0, 03%, что является нарушением пункта 6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекцией COVID-19", согласно которому с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
На емкости для приготовления рабочего раствора не указаны дата приготовления, рабочая концентрация, наименование дезинфектаната, что является нарушением пункта 4.1.5 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами".
В личной медицинской книжке ФИО5 не указаны данные профилактических прививок, сертификат профилактических прививок не представлен. Медицинская книжка на ФИО6-к. не представлена, что является нарушением пункта 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", согласно которому в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно должностных обязанностей, исполняющий обязанности директора Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" Афанасьев П.В. осуществляет руководство указанным филиалом, в связи с чем, он несет ответственность за последствия принимаемых решений.
Деяние, совершенное Афанасьевым П.В. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Афанасьев П.В. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.
Часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопреки доводам жалобы, в общежитии Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" не обеспечена надлежащая работа по профилактике и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что могло повлечь массовое заражение указанной инфекцией людей.
Утверждение заявителя о том, что судебными инстанциями не истребована и не изучена его должностная инструкция, в связи с чем, в судебных актах не содержится сведений о том, какие именно служебные обязанности им не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, не влечет отмены принятых по делу судебных актов, поскольку Афанасьев П.В, как руководитель Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" не организовал проведение и контроль за соблюдением дополнительных санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, грубо нарушив требования вышеуказанного законодательства.
Оснований для признания правонарушения совершенного Афанасьевым П.В. малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные им нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные должностным лицом в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Афанасьева П.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Афанасьеву П.В. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении исполняющего обязанности директора Октемкого филиала ФГБОУ ВО "Арктический ГАТУ" Афанасьев "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Афанасьева П.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.