Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Копанской О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Баниной "данные изъяты" к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Банина Л.В. обратилась в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Согласно протоколу общего собрания СНТ "Прибрежный" от ДД.ММ.ГГГГ она была принята в члены товарищества с предоставлением земельного участка, на котором возведено здание. Полагает, что, поскольку права на земельный участок у нее возникли до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, она имеет право на его приобретение в собственность в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка в связи с его расположением в территориальной зоне П-3, где использование земельного участка под садоводство не входит в перечень видов разрешенного использования, а также в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления.
С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку нахождение земельного участка в зоне затопления не является препятствием для его использования по назначению, а несоответствие вида разрешенного использования территориальной зоне П-3 основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка не является.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Баниной Л.В. удовлетворены, признано незаконным решение Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предварительном согласовании предоставления Баниной Л.В. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства и огородничества, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность рассмотреть заявление Баниной Л.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Удовлетворяя заявленные Баниной Л.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец, являясь собственником нежилого здания (дачи), а также членом СОТ "Прибрежный", имеет право на предоставление земельного участка, ранее предоставленного для ведения садоводства и огородничества, в собственность в соответствии с пунктами 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и с учетом положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у органа местного самоуправления не имелось.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Баниной Л.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца Копанской О.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на аналогичные указанным в административном иске обстоятельства, настаивает на отсутствии предусмотренных законом оснований к отказу Баниной Л.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Банина Л.В. является собственником нежилого здания (дача) с кадастровым номером N площадью 18, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Банина Л.В, как собственник здания, по основанию подпункта 6 пункта 1.2.1 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27 февраля 2015 года N 49п, обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 831 кв.м. по вышеуказанному адресу в собственность в целях использования для ведения садоводства, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения обращения письмом от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с его нахождением зоне с особыми условиями использования территории (зоне затопления на территориях, прилегающих к реке Лена, в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), г. Якутск, затапливаемых при половодьях и паводках 1 % обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет), а также сообщено о невозможности согласования испрашиваемых границ земельного участка ввиду его расположения в территориальной зоне П-3 (производственная зона, предназначенная для размещения объектов промышленного, производственного и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры 3 класса опасности), где ведение садоводства не входит в перечень разрешенных видов использования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Баниной Л.В. требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административный истец не имеет право на предоставление земельного участка для ведения садоводства в связи его расположением в территориальной зоне П-3, видами разрешенного использования которой не предусмотрено ведение садоводства, а также в зоне затопления.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Пунктом 1 указанной нормы установлено исключительное право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 названного Кодекса.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Исходя из данной нормы несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации) не отнесено законом к основаниям для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать.
В оспариваемом решении Окружная администрация г. Якутска в качестве основания к отказу Баниной Л.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка указала подпункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления.
Действительно, согласно информации Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146) сведения о зонах затопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости приказом Федерального агентства водных ресурсов, и по сведениям ЕГРН запрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны затопления на территориях, прилегающих к "адрес", затапливаемых при половодьях и паводках 1% обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет).
Между тем органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения не учтено, что подпункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации определены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (подпункт 17).
Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, сам по себе факт расположения испрашиваемого Баниной Л.В. земельного участка в зоне затопления не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления участка в заявленных административным истцом целях - для ведения садоводства. В границах данной зоны с особыми условиями использования территории ограничения использования земельных участков для осуществления садоводства не установлены.
При таких обстоятельствах у Окружной администрации г. Якутска отсутствовали основания к отказу Баниной Л.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на его расположение в зоне затопления, а также несоответствие вида разрешенного использования, указанного в заявлении, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны П-3 видам разрешенного использования.
В этой связи, учитывая, что оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца, у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не имелось правовых основания для отмены решения суда первой инстанции, которым административное дело по существу было разрешено правильно.
Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм материального права является основанием для отмены принятого по делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.