Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления в части и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц указанного жилого дома, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что на основании заключения городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N, которым многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции, срок отселения жильцов дома определен до 2025 года. Между тем по результатам проведенного обследования технического состояния жилого дома выявлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания, что создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан и неопределенного круга лиц, поэтому срок отселения жильцов, указанный в постановлении органа местного самоуправления - до 2025 года, определенный без какого-либо обоснования, не является разумным, противоречит жилищному законодательству.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования прокурора удовлетворены, постановление администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов до 2025 года признано незаконным, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения граждан из жилого "адрес", не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации г. Хабаровска Хабаровым А.А. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с неправильным установлением судами обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, а также нарушением норм процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Административный ответчик - администрация г. Хабаровска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, ее представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что определенный обжалуемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N срок отселения граждан из подлежащего реконструкции многоквартирного жилого "адрес" (до 2025 года) не является разумным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие угрозы обрушения конструкций дома, неопределенность срока реконструкции здания влечет нарушение жилищных прав граждан.
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в соответствии с которым определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния конструкций здания, наличия опасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи, при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока, в данном случае реконструкции дома.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, имеющими значение для разрешения вопроса о разумности определенного органом местного самоуправления срока отселения жильцов многоквартирного "адрес" в жилые помещения маневренного фонда на время проведения реконструкции дома является установление следующего: представляет ли опасность многоквартирный дом для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, возможность безопасного нахождения жильцов дома в нем в пределах установленного органом местного самоуправления срока, в том числе фактическое проживание граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями в данном аварийном доме.
Исходя из требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела в силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 указанной нормы обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд, в данном случае на прокурора, обратившегося в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Между тем в нарушение указанных положений процессуального закона прокурором не представлены такие доказательства, а судом не исследован вопрос о фактическом проживании граждан в признанном аварийным многоквартирном доме, наличии реальной угрозы для жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, а также возможности безопасного нахождения жильцов дома в нем до 2025 года с учетом технического состояния здания.
В подтверждение своих требований прокурор ссылается на отчет ИП ФИО4, принятый судом и положенный в основу решения, однако, данный документ не является допустимым доказательством технического состояния жилого дома, поскольку представлен в дело не в полном объеме. Иные доказательства наличия реальной угрозы безопасности граждан вследствие аварийного состояния жилого дома прокурором не представлены.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что многоквартирный жилой "адрес" представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем установленный постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N срок отселения жильцов дома - до 2025 года является неразумным, сделаны без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом апелляционной инстанции данные нарушения не были устранены.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, как принятые при существенном нарушении норм процессуального права о всестороннем и полном исследовании всех фактических обстоятельств по административному делу, не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными, а также подлежащими установлению по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Хабаровска в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.