Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Виноградовой О.Н, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайки А.Н, Талыбов Р.Д.-оглы к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Магаданская областная больница" о возложении обязанности внести изменения в штатное расписание, установить численность подразделения, установить должностные категории и оклады.
по кассационной жалобе Чайки А.Н, Талыбов Р.Д.-оглы на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 1 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Чайки А.Н, Талыбов Р.Д.-оглы обратились в суд с иском к ГБУЗ "Магаданская областная больница" о возложении обязанности внести изменения в штатное расписание, установить численность подразделения, установить должностные категории и оклады.
В обоснование требований указав, что состоят в трудовых отношениях с ответчиком в должностях специалиста и начальника отдела гражданской обороны и мобилизационной работы соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ "Магаданская областная больница" реорганизовано путем присоединения к нему ГБУЗ "Областная станция переливании крови" и МОГБУЗ "Инфекционная больница". В штатном расписании каждой из присоединенных организаций было по 0, 5 ставки специалистов по гражданской обороне, которые были сокращены.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного врача ГБУЗ "Магаданская областная больница" утверждено новое штатное расписание Учреждения, в котором численность отдела гражданской обороны и мобилизационной работы состоит из должности начальника отдела с окладом 16 000 рублей и одной должности специалиста гражданской обороны с окладом 9 980 рублей.
Истцы полагали, что действующее штатное расписание составлено с нарушением требований пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", "Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций", утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 года N 230.
Указывали, что в соответствии с данными нормативными актами численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне устанавливается локальным нормативным актом и определяется по нормам. В сфере здравоохранения должно учитываться штатное число работников учреждения и количество проходящих лечение больных в стационаре (по числу сметных коек). Утверждали, что в штатном расписании ответчика значится 1590 должностей, а число сметных коек составляет 528 штук, таким образом, общее число должностей и сметных коек составляет 2118.
Следовательно, при расчете количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне нужно исходить из норматива 2 000 - 5 000 человек. Также указывали, что в соответствии с ведомственным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 9 июня 2003 года N 230, утверждающим штатные нормативы структурных подразделений, в учреждении с числом работников от 2 000 до 5 000 человек вводится должность заместителя главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе. В нарушение положений статьи 57 Трудового кодекса РФ, наименование должностей истцов не соответствует наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, что приводит к неправильному определению должностных окладов. Полагали, что не соответствующая нормам численность подразделения вынуждает истцов выполнять увеличенный объем работ, нарушает их право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Дополнительно указывали, что должность начальника отдела по гражданской обороне и мобилизационной работе отсутствует в перечне профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздрава России от 29 мая 2008 года N 247н, на который имеется ссылка в новом штатном расписании ответчика.
С учетом увеличения и изменения исковых требований, просили суд обязать ответчика: заменить в штатном расписании название должности начальника отдела по гражданской обороне и мобилизационной работе на заместителя главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе, установив соответствующий оклад, согласно положениям приказа Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230, утверждающим штатные нормативы структурных подразделений; указать в штатном расписании название должностей сотрудников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с приказом Минздрава России от 27 мая 2008 года N 242н - специалист (ведущий специалист) по гражданской обороне; установить численность подразделения уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 года N 782; в локальном нормативном акте установить должностные категории специалиста по гражданской обороне в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2013 года N 707н и установить должностные оклады по каждой категории специалистов.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 7 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 16 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 01 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чайки А.Н, Талыбов Р.Д.-оглы просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения не имеется.
В пункте 4 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" указано, что органами, осуществляющими управление гражданской обороной в Российской Федерации являются, в том числе структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" утверждено соответствующее Положение.
В Положении указано, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях (п.2).
Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (п.3).
Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (п. 4).
На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны. Руководителем структурного подразделения по гражданской обороне может быть один из заместителей руководителя организации (п.5).
В силу пункта 6 Положения организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
С 14 июля 2017 года действует новое Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденное приказом МЧС России от 23 мая 2017 года N 230.
Указанным Положением установлено, что оно определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (п.1).
В пункте 5.1.1 данного Положения указано, что в структурном подразделении организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, количество освобожденных работников по гражданской обороне определяется от общего количества работников в следующем порядке:
- от 501 до 2000 человек включительно - 2-3 освобожденных работника;
- от 2001 до 5000 человек включительно - 3-4 освобожденных работника.
Аналогичные нормы содержатся в Приложении N 3 ведомственного приказа Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230 (в ред. от 19 декабря 2003) "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения".
Согласно этим штатным нормативам при численности учреждения от 500 до 2000 человек устанавливается 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части для работы по гражданской обороне и мобилизационной работе или заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по гражданской обороне и мобилизационной работе и 1 - 2 должности специалистов гражданской обороны (пункт 2).
При численности от 2000 до 5000 человек устанавливается 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части для работы по гражданской обороне и мобилизационной работе или заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по гражданской обороне и мобилизационной работе и 2 - 3 должности специалистов гражданской обороны (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 примечания к данному приказу, при определении числа работников в структурных подразделениях по гражданской обороне и мобилизационной работе (отдельных работников в составе других подразделений) в организациях, имеющих стационары, учитывается число лечащихся больных (по числу сметных коек).
Материалами дела установлено, что ГБУЗ "Магаданская областная больница" отнесена к категории по гражданской обороне.
В соответствии со штатным расписанием по состоянию на 1 июня 2020 года общая штатная численность Учреждения составляет 1 594 должностей, с количеством сметных коек - 528.
Из штатного расписания ГБУЗ "МОБ" усматривается, что в его структуре имеется отдел гражданской обороны и мобилизационной работы состоящий из двух должностей: начальник отдела и специалист гражданской обороны.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, пришел к выводу, что количество должностей в отделе гражданской обороны и мобилизационной работы ответчика соответствует положениям приказа Минздрава России N 230, так как фактическая численность работников Учреждения из штатного замещения (1164) и количество сметных коек (528) составляет 1692, то есть не превышает 2000. Наименование должностей соответствует указанному приказу, так как допускает альтернативное обозначение: заместитель главного врача, директор, заведующий, начальник, а право выбора принадлежит работодателю. Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности установить должностные категории специалиста по гражданской обороне в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2013 года N 707н и установить должностные оклады по каждой категории специалистов, так как действующие у ответчика локальные нормативные акта соответствуют нормативным требованиям приказов Минздрава России от 7 мая 2008 года N 242н и постановления Правительства Магаданской области от 27 июня 2014 года N 535-пп об утверждении примерного положения об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Не согласившись с таким обоснованием, суд апелляционной инстанции указал, что правовых оснований для определения общей численности Учреждения исходя из фактической численности работников по штатному замещению без учета вакантных должностей, не имеется. Поскольку такая численность постоянно меняется, возникает правовая неопределенность относительно численности подразделения по гражданской обороне в зависимости от принятия на работу или увольнения одного-двух работников, в связи с чем общая численность Учреждения может неоднократно изменяться и быть менее 2000 или более 2001 человек. На основании нормативов, установленных как приказом Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230, так и приказом МЧС России от 23 мая 2017 года N 230, структурное подразделение по гражданской обороне и мобилизационной работе ГБУЗ "МОБ" должно состоять минимум из трех должностей, поскольку количество работников учреждения по штатному расписанию, в сумме с количеством сметных коек, превышает 2000 (1594 + 528). Наименование должности руководителя такого структурного подразделения указано в приказе Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230 как заместитель главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе.
Вместе с тем, соглашаясь с решением суда первой инстанции об отказе в иске, суд апелляционной инстанции указал, что в силу статьи 8 Трудового кодекса РФ работодатели могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством.
Постановлением от 5 января 2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе по учету кадров N Т-3 "Штатное расписание", которая применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации, в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Из пункта 5.7 Устава ГБУЗ "МОБ" усматривается, что главный врач Учреждения, по согласованию с учредителем (Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области), утверждает структуру и штатное расписание Учреждения, назначает и освобождает от должности заместителей главного врача и т.д.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2007 года N 867-О-О, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом (часть 1 статьи 34, часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации) вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому судом не может быть возложена на работодателя обязанность вносить изменения в штатное расписание.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявляя требования о возложении на ответчика обязанность изменить штатное расписание, ввести в него новые должности, установив иную численность подразделения, должностные категории и оклады, Чайки А.Н. и Талыбов Р.Д.-оглы фактически заявили требования о защите прав и законных интересов всех работников Учреждения, как действующих, так и еще не приятых, то есть неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями статьи 46 ГПК РФ, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Нормы законов и иных нормативно-правовых актов, приведенные истцами в исковом заявлении, не наделяют их полномочиями действовать в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении. Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чайки А.Н, Талыбов Р.Д.-оглы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.