Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Виноградовой О.Н, Старовойт Р.К..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева К.С, Акарачкина А.В, Македона А.В. к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России о возложении обязанности выполнить текущий ремонт общедомового имущества, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги и содержание общедомового имущества, взыскании компенсации морального вреда, неустойки и штрафа, по кассационной жалобе филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО ЖКСN 1 на решение Хабаровского районного суда от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Пономарев К.С, Акарачкин А.В, Македон А.В. обратились в суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России о возложении обязанности выполнить текущий ремонт общедомового имущества, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги и содержание общедомового имущества, взыскании компенсации морального вреда, неустойки и штрафа.
В обоснование требований указав, что являются нанимателями квартир N (соответственно) в N На ответчика по договору управления от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по техническому обслуживанию и обеспечению коммунальными ресурсами специализированного жилищного фонда Минобороны России. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указанная обязанность не исполняется, придомовая территория, подъезды не убираются, текущий ремонт общедомового имущества не производится, в подъездах холодно (радиаторы отопления отсутствуют, рамы и стекла имеют трещины), электрическая проводка не изолирована, кровля и стоки для воды не очищены, подвалы затоплены сточными водами. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей жильцы дома неоднократно обращались с требованиями о перерасчете платы за коммунальные услуги и содержание общедомового имущества, а также в суд за защитой нарушенных прав вследствие причинения вреда, в связи с течью кровли. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия с требованиями выполнить ремонт общедомового имущества, осуществить перерасчет платы за содержание, текущий ремонт и отопление, выдать полный расчет оплаты за период с ноября 2017 по март 2020 г, которая оставлена без ответа. Бездействием ответчика нарушаются их права на благоприятную среду проживания и оказание услуг надлежащего качества, причиняется моральный вред.
В ходе судебного разбирательства истцы увеличили размер исковых требований, просили взыскать с ответчика за период с ноября 2017 по май 2020 г.: в возмещение расходов на оплату содержания и текущего ремонта общего имущества в пользу Македон А.В. 66 441, 16 рублей, Пономарева К.С. 66 942, 62 рублей, Акарачкина А.С. 66 315, 73 рублей.; по оплате отопления - в пользу Македон А.В. 35 016, 54 рублей, Пономарева К.С. 35 280, 80 рублей, Акарачкина А.С. 34 950, 47 рублей.; неустойку за нарушение срока выполнения требований о возврате указанных сумм за период с 03.03. по 31.05.2020 г. из расчета 3 % за каждый день просрочки, но в пределах подлежащих возврату сумм - в пользу Македон А.В. 101 457, 70 рублей, Пономарева К.С. 102 223, 42 рублей, Акарачкина А.С. 101 266, 20 рублей.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 августа 2020 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 28 августа 2020 года, исковые требования удовлетворены частично: на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность произвести текущий ремонт подъезда, кровли и подвала многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с ноября 2017 по март 2020 г. Пономареву К.С, Акарачкину А.С. и Македон А.В. путем полного исключения начислений из лицевых счетов; с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Пономарева К.С, Акарачкина А.С. и Македон А.В. взысканы каждому: компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф - 5 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 10 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обязанности произвести перерасчет Понамареву К.С, Акарачкину А.С, Македон А.В. путем полного исключения начислений из лицевых счетов платы за содержание и текущий ремонт общего имущества и принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО ЖКС N 1 просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворенной части исковых требований.
В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
От представителя Министерства обороны РФ поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что Пономарев К.С, Акарачкин А.С. и Македон А.В. являются нанимателями квартир N N (соответственно) N в "адрес"-1.
Техническое обслуживание и обеспечение коммунальными ресурсами указанного многоквартирного дома, относящегося к специализированному жилищному фонду Минобороны России, осуществляет ФИО1 " ФИО1" Минобороны России на основании договора управления, заключенного с Минобороны России.
ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией составлен акт о затоплении занимаемой ФИО8 "адрес", расположенной на шестом этаже шестиэтажного дома ДОС 55 "адрес"-1, в результате течи мягкой кровли. Согласно представленным истцом обращениям в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, затопление квартиры происходило неоднократно. По заключению специалиста ООО "Независимая экспертиза и оценка" повреждения в "адрес" ДОС N в "адрес" являются следствием залива с кровли, а также промерзания по стенам (межпанельным швам) и перекрытиям, при уличной температуре -21 °C установлено снижение температуры в жилом помещении ниже 18 °C (в местах примыкания потолка к стене до 4, 4 °C). Температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций, между температурой заутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций превышает нормируемый.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" N "адрес"-1 установлено снижение температуры до 13, 6 °C.
Истцы также обращались к ответчику с заявлениями (21 и ДД.ММ.ГГГГ, 10 и ДД.ММ.ГГГГ) об отсутствии воды вследствие разморожения радиаторов отопления, отключениях воды и света, о необходимости ремонта системы отопления подъезда, снижении температуры в квартирах ниже 18 °C.
24 января и ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией по обращениям ФИО5 и ФИО10 составлены акты об установлении фактов промерзания стен в квартирах N N "адрес"-1 вследствие неутепленных межпанельных швов.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией жильцов ДОС 55 "адрес"-1, в том числе ФИО6, произведен осмотр общего имущества дома, по результатам которого составлен акт (с приложением фотоматериалов) о ненадлежащем исполнении управляющей организацией обязательств по ремонту и уборке подъездов и придомовой территории.
ДД.ММ.ГГГГ истцами в адрес ответчика направлена претензия с требованиями: выполнить текущий ремонт общедомового имущества, осуществить перерасчет начислений за содержание, текущий ремонт и отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выдать полный расчет начислений за жилое помещение и коммунальные услуги за указанный период.
Согласно акту проверки в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, проведенной ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ по обращению жильцов, в том числе ФИО5, ФИО10 и ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра многоквартирного жилого дома ДОС 55 "адрес", установлены нарушения обязательных требований: 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ, СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10: на момент проверки подвальное помещение не закрывается на замок, не освещается, захламлено твердыми бытовыми отходами, канализационные стоки длительное время изливаются на пол, глубина затопления составляет от 5 до 10 см, отмечается неприятный запах на входе в подвальное помещение и в подъездах; панели в подъездах с отслаивающейся покраской и штукатуркой, над панелями стены серого цвета, не мытые, пыльные; межэтажные перекрытия негерметичные (обнаружена течь с потолка на лестничной площадке второго этажа во втором подъезде, потолки и стены на лестничных площадках черного цвета, со следами протечек); в холодный период года в подъездах не обеспечиваются допустимые уровни микроклимата (нагревательные приборы на лестничных площадках демонтированы, наружные железные двери в подъездах изнутри не утеплены, 30 % оконных проемов не имеют остекления, взамен разбитых стекол используются подручные средства (фанера, полиэтиленовая пленка)); кабельные линии инженерных сетей не зафиксированы к стене, не убраны в коробки, провисают в воздухе; места общего пользования не обеспечены искусственным освещением, в 60 % настенных светильников отсутствуют электрические патроны или лампы.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен в части иск военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации: на Минобороны России возложена обязанность выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"-1 ДОС 55 (военный городок N) и организовать проведение капитального ремонта в соответствии с актом общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ; в удовлетворении иска к ФИО1 " ФИО1" Минобороны России отказано.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя иск в части, пришел к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по содержанию и текущему ремонту подъезда, кровли и подвала, относящихся к общедомовому имуществу ДОС 55 в "адрес"-1, а также несоответствие состояния указанного имущества установленным техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Установленный судом факт нарушения прав истцов как потребителей и неудовлетворения их требований в добровольном порядке является достаточным основанием для компенсации морального вреда в размере, соответствующем обстоятельствам причинения вреда, степени вины причинителя, характера испытываемых истцами страданий, и отвечающем требованиям разумности и справедливости, а также штрафа в размере 50 % от присужденных сумм. В соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в разумных пределах.
Соглашаясь с решением суда в указанной части, суд апелляционной инстанции сослался на п.п.18, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которым текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа, поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций), в то время как целью проведения капитального ремонта является устранение физического износа или разрушения, восстановление исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Доказательств, свидетельствующих о полном совпадении работ, относящихся к капитальному и текущему ремонту, необходимость которых обусловлена техническим состоянием общедомового имущества (подъезд, подвал, кровля), ответчиком не представлено. Сам по себе факт возложения на Минобороны России, вступившим в законную силу решением суда, обязанности по организации капитального ремонта основанием для отказа в удовлетворении иска о проведении текущего ремонта являться не может.
Отменяя решение суда в части возложения на ответчика обязанности произвести истцам перерасчет путем полного исключения из лицевых счетов платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу п.п.6-8, 10, 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом, наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к наймодателю, а при управлении многоквартирным домом управляющей организацией - к соответствующей управляющей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. Размер платы за содержание жилого помещения в таком случае уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что истцы в период с 2017 до 2020 г.г. обращались к наймодателю или к управляющей организации в указанном выше порядке с заявлениями об изменении размера платы. Впервые истцы обратились с таким заявлением ДД.ММ.ГГГГ непосредственно перед предъявлением в суд настоящего иска, при этом, заявление (претензия) не содержит сведений об основаниях проведения такого перерасчета (случаях (периодах) оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность). Данное заявление помимо требования о перерасчете начислений за содержание, текущий ремонт и отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержало также требование о выполнении текущего ремонта общедомового имущества.
Положения ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О защите прав потребителей" не предусматривают возможность предъявления потребителем при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) одновременно требования о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и соответствующем уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), такие требования предъявляются по выбору потребителя.
Согласно ст.154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в состав работ по содержанию общего имущества в числе прочего входят: работы по устранению неисправностей общедомового имущества, проведение восстановительных работ, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
Истцами не оспаривался факт выполнения ответчиком работ по обеспечению работоспособности систем водоснабжения, отопления и водоотведения многоквартирного дома, в том числе сезонных, устранению аварий. В материалы дела представлены заключенные ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России договоры с ООО "Спецтехсервис" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на вывоз и размещение твердых бытовых отходов, а также на проведение дератизации и дезинсекции от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "Алькад Восток" и от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "РДК-Восток". Доказательств, свидетельствующих о полном устранении ответчика от содержания общего имущества многоквартирного дома, равно как и позволяющих с достаточной степенью достоверности установить объем услуг ненадлежащего качества и (или) оказанных с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не представлено.
Мотивы, по которым суды пришли к изложенным выше выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении. Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по ВВО ЖКС N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.