Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Анатолия Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и восстановлении в очереди, по кассационной жалобе представителя Тимофеева Анатолия Николаевича - Чистоедова Дениса Вячеславовича
на решение Якутского городского суда от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев А.Н. обратился в суд к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее - МВД по Республики Саха (Якутия) с иском о признании незаконным решения общественно-жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовренменной социальной выплаты для приобретения жилого помещения и восстановлении в очереди, указывая, что он проходил службу в органах внутренних дел, общий стаж службы составляет 15лет 11 месяцев 3 дня. В период прохождения службы в 1997 году подал рапорт о постановке на учет по улучшению жилищных условий, получив устное подтверждение. 16 мая 2003 года в ответ на обращение получил отказ во включении в список кандидатов для участия в Программе "Государственные жилищные сертификаты" в ЖБК МВД РС (Я). Решением ЖБК от 2 ноября 2012 года был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек. Решением жилищно-бытовой комиссии от 3 сентября 2020 года истец снят с учета на получение социальной выплаты, с чем не согласен, так как не имеет жилого помещения, проживает с семьей в арендованной квартире. Просит признать решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РС (Я) о снятии с учета составом семьи три человека на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Якутского городского суда от 15 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2021 года решение Якутского городского суда от 15 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Тимофеева А.Н. - Чистоедов Д.В. просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции.
В доводах кассационной жалобы указывает, что произошедший пожар, на который ссылается жилищно-бытовая комиссия, в результате которого учетное дело истца по улучшению жилищных условий не сохранилось, не должно нарушать его право на получение единовременной социальной выплаты. Отсутствие подтверждающих документов, свидетельствующих о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы не должно ограничивать права истца на жилье, а также права Тимофеева А.Н. не должны зависеть от действий (бездействий) лиц, отвечающих за ведение списка учетного дела. Семьи истца состоит на учете нуждающихся в жилых помещения по городскому округу "Город Якутск" с 3 июля 1992 года, что подтверждается извещением о постановке на учет на получение жилой площади МКУ "Департамент жилищных отношений" городской округ "город Якутск" от 25 мая 2016 года. Основания, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ для снятия истца с учета на получение жилой площади отсутствуют.
Представителем МВД по Республике Саха (Якутия) представлены возражения на кассационную жалобу, в которой он выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Тимофеев А.Н, представитель МВД по Республики Саха (Якутия) в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 N 1223, исходил из того, что до 1 марта 2005 года истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в территориальном органе по месту службы, указав на ошибочное принятие Тимофеева А.Н. в 2012 году на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда относительно отсутствия у истца права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения ошибочным.
Судом установлено, что приказом МВД по РС (Я) N 54 от 20.02.1998 года истец Тимофеев А.Н. уволен со службы по ст. 58 п. "б" (по выслуге срока службы) с 1 марта 1998 года. Стаж службы в органах внутренних дел Тимофеева А.Н. на день увольнения - 01 марта 1998 г. составлял 15 лет 11 месяцев 03 дня в календарном исчислении.
На основании заявления Тимофеева А.Н. решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РС (Я) от 02.11.2012 истец с семьей в составе 3 человек (жена, двое детей) поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты из расчета 72 кв.м. Из решения также следует, что на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы Тимофеев А.Н. состоит под N 306 по списку УВД г. Якутска.
Из выписки протокола N 29-20 заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по РС (Я) от 03.09.2020, утвержденного Распоряжением МВД по РС (Я) от 03.09.2020 N 1/41-294р следует, что истец Тимофеев А.Н. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи на основании п. п. "г" п. 19 раздела 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения ЕСВ (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В силу ч.6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-Ф право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления сотрудникам единовременной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии (далее соответственно - органы, сотрудники), осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятых до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых они проходили службу, - по последнему месту службы.
Согласно п. 3 Правил предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указав, что истцом доказательств принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях в территориальном органе по месту службы до 1 марта 2005 года не представлено, суд пришел к выводу о законности решения общественно-жилищной комиссии МВД по РС (Я), оформленного протоколом N 29-20 от 03.09.2020. С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
В нарушение приведенной нормы процессуального права суд апелляционной инстанции не дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, положенным в основу вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии следует, что Тимофеев А.Н. был принят на учет нуждающихся для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека 03.07.2012 года, основанием послужил факт принятия его на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти до 01 марта 2005 года. Из решения также следует, что учетное дело по улучшению жилищных условий не сохранилось, список лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в ЖБК УВД г. Якутска был восстановлен после произошедшего 14.03.2003 пожара административного здания УВД г. Якутска. Также комиссии указала, что проведенной проверкой имеющихся документов установлено, что Тимофеев А.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и не состоял (л.д.15-16).
Между тем, из материалов дела следует, что жилищно-бытовая комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по РС (Я), принимая решение N 9-12 от 02.11.2012 о принятии Тимофеева А.Н. на соответствующий учет, указала, что он состоит на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы под Nс 306 по списку УВД г. Якутска (л.д.26). Также истцу выдана справка секретарем ЖБК МВЖ по РС (Я) майором внутренней службы Чекуновой Л.Л, о том, что у него 03.07.2012 приняты для рассмотрения документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 41 листах (л.д.27). Заявление Тимофеева А.Н. о принятии на учет и прилагаемый к нему полный перечень документов также имеются в материалах дела (л.д. 54-56).
Оспаривая обстоятельства принятия истца на учет до 1 марта 2005 года, ответчик ссылался на ошибочность указания в решении N 9-12 от 02.11.2012 сведений о принятии Тимофеева А.Н. на учет под номером 306, поскольку на учете состоял однофамилец истца, проходивший службу в ОБДПС ГИБДД УВД по г. Якутску, уволенный 29.09.2013.
Однако, из прилагаемого к отзыву списка сотрудников состоящих в очереди на улучшение жилищных условий следует, что по состоянию на 2010 год по УВД г. Якутска под номером 306 состоял Тимофеев А.Н, при этом список не содержит ни даты принятия на учет, ни срока службы, ни количества членов семьи, кроме фамилии, имени, отчества лица список содержит только ссылку на место службы (ОБДПС ГИБДД).
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно подпункта "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции не учел, что обстоятельством имеющим значение для дела является выявление факта предоставления истцом в орган, осуществляющий принятие на учет, документов, содержащих сведения не соответствующие действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Не установив правильно обстоятельства, имеющие значение для дела, суд неверно распределил бремя доказывания таких обстоятельств, обосновав отказ в иске выводом о том, что истцом не представлены доказательства принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении до 1 марта 2005 года.
Между тем, доказательства отсутствия истца в числе сотрудников, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года, с учетом фактических обстоятельств дела, должен представить ответчик.
В нарушение п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, суд не принял во внимание, что из списка документов, которые Тимофеев А.Н. подал 03.07.2012 в жилищную комиссию, не следует, что им были представлены документы, которые содержали сведения не соответствующие действительности. Учетный номер 306 истец указал со слов сотрудника, принимавшего пакет документов, указанный номер не мог быть известен истцу самостоятельно.
Кроме того, из решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республики Саха (Якутия) от 03.09.2020 N 29-20 следует, что учетное дело по улучшению жилищных условий Тимофеева А.Н. после пожара, произошедшего 14.03.2003 в здании УВД по г. Якутску не сохранилось.
Исходя из отсутствия в деле достаточных и бесспорных доказательств не принятия истца на жилищный учет до 1 марта 2005 года, вывод суда первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, является преждевременным, не основанным на имеющихся доказательствах и установленных по делу обстоятельствах. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что нуждаемость истца в жилом помещении в настоящее время сторонами не оспаривается, единственным основанием для снятия с учета комиссия указала на отсутствие сведений о принятии на учет до 1 марта 2005 года.
Кроме того, суды не учли положения части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
В судебных постановлениях выводы относительно соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, в частности соблюдения срока его принятия, отсутствуют. Момент выявления жилищной комиссией УМВД по Республике Саха (Якутия) оснований для снятия Тимофеева А.Н. с учета нуждающихся в единовременной социальной выплаты судами не устанавливался.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности в полном объеме не исполнены, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по настоящему делу с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2021 года отменить, направить гражданское дело на новой апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.