Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н. и Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года
по административному делу N 3а-86/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Первая башенная компания" об оспаривании в части Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47.
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Первая башенная компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Правительства Кемеровской области - Кузбасса, в котором просило признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 13.13 приложения N 17 и пункт 13.16 приложения N 33 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (далее - Порядок), а также возложить на административного ответчика обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков, расположенных на территориях Яшкинского муниципального округа и Гурьевского муниципального округа, арендная плата за которые определена исходя из коэффициентов вида использования земельных участков, содержащихся в оспариваемых пунктах Порядка. Поскольку коэффициенты, учитывающие вид использования земельных участков, были установлены административным ответчиком без экономического обоснования на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, оспариваемые положения Порядка не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Яшкинского муниципального округа и комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального округа.
Решением Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 13.13 приложения N 17 и пункт 13.16 приложения N 33 к Порядку.
Определением Кемеровского областного суда от 14 мая 2021 года исправлена описка в решении Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года в части указания адреса сайта, на котором необходимо опубликовать сообщение о принятом решении суда.
В апелляционной жалобе Правительство Кемеровской области - Кузбасса просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что акционерное общество "Первая башенная компания" в административном исковом заявлении не указало нормативный правовой акт, на соответствие которому надлежит проверить оспариваемое решение. При этом ссылка административного истца на Постановление N 582 не обоснована, так как оно устанавливает лишь ориентиры при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, поэтому основания для признания Порядка несоответствующим Постановлению N 582 отсутствуют. Кроме того, административным истцом не доказано отношение к нему двух оспариваемых коэффициентов одновременно и нарушение его прав оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
В письменных возражениях административный истец и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что Порядок отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов на территории Кемеровской области.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции верно установлено, что акционерное общество "Первая башенная компания", образованное в результате реорганизации публичного акционерного общества "Мегафон", является арендатором следующих земельных участков на территории Яшкинского муниципального округа:
с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции, представленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Яшкинского муниципального района;
с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции, представленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Литвиновского сельского поселения;
с кадастровым номером N, находящегося по адресу (имеющий адресные ориентиры): "адрес", для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции, представленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Дубровского сельского поселения;
с кадастровым номером N, находящегося по адресу (имеющий адресные ориентиры): "адрес", для размещения антенно-мачтового сооружения с оборудованием сотовой связи, представленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Яшкинского муниципального района;
с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции, представленного на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Акациевского сельского поселения.
На территории Гурьевского городского поселения административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "адрес", находящегося по адресу: "адрес", для использования в целях: земли под промышленными объектами, вид разрешенного использования: земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений, представленного на основании договора аренды от 17 августа 2017 года N 420, заключенного с администрацией Гурьевского городского поселения.
Из материалов административного дела следует, что расчеты арендной платы за использование указанных земельных участков производятся в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты" с учетом вида использования земельных участков.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу для расчета арендной платы за земельные участки, и он полагает, что оспариваемые коэффициенты установлены без экономического обоснования, суд первой инстанции аргументированно констатировал право акционерного общества "Первая башенная компания" на обращение в Кемеровский областной суд с административным иском о признании недействующим в части Порядка.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Коллегией Администрации Кемеровской области, в установленной форме - постановление, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. Административное исковое заявление в части нарушения процедуры его принятия доводов не содержит.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса, принятого Законодательным Собранием Кемеровской области 09 апреля 1997 года (далее - Устав), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, Коллегия Администрации Кемеровской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.
Законом Кемеровской области от 29 апреля 2019 года N 23-ОЗ в Устав внесена поправка и в абзаце 3 пункта 1 статьи 9 слова "Коллегия Администрации" заменены словом "Правительство".
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 закона Кемеровской области от 04 юля 2002 года N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" по состоянию на 05 февраля 2010 года Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливала порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Кемеровской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты.
Пунктом 13.13 приложения N 17 к Порядку установлен коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Гурьевского муниципального района: земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений в размере 1, 6.
Пунктом 13.16 приложения N 33 к Порядку установлен коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Яшкинского муниципального района: земельные участки прочих предприятий связи в размере 3.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных Постановлением N 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом муниципального образования, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Оценив представленные административным ответчиком доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанных документов Правительством Кемеровской области - Кузбасса представлено не было, в связи с чем значения коэффициентов, приведенные в пункте 13.13 приложения N 17 и в пункте 13.16 приложения N 33 к Порядку, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренного Постановлением N 582.
Представленные Правительством Кемеровской области - Кузбасса решение Гурьевского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2006 года N 186 "Об арендной плате на землю" с приложением, содержащим базовые арендные ставки за землю на территории Гурьевского района, сообщение комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского района от 28 сентября 2007 года, содержащее предложения, подлежащие учету при принятии порядка определения размера арендной платы, решение Яшкинского районного Совета народных депутатов от 21 ноября 2006 года N 125-Р "Об утверждении Методики определения арендной платы за использование земельных участков на территории Яшкинского муниципального района", с приложением, содержащим базовые размеры (ставки) арендной платы по категориям использования земель, информационные письма комитета по управлению муниципальным имуществом Яшкинского муниципального района от 28 сентября 2007 года, от 30 ноября 2007 года и от 23 марта 2010 года о годовых размерах арендной платы и коэффициентов по видам использования земельных участков, а также пояснительная записка к проекту постановления Коллегии Администрации Кемеровской области о внесении изменений в Постановление N 47 не являются доказательством экономического обоснования оспариваемых коэффициентов, так как судом первой инстанции верно установлено, что объективной связи между их содержанием и обстоятельствами, наличие которых надлежит установить при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, не прослеживается. Представленные документы не свидетельствует о проведении расчетов в целях обоснования значения коэффициентов видов использования земельных участков.
Указание в апелляционной жалобе на то, что акционерное общество "Первая башенная компания" в административном исковом заявлении не указало нормативный правовой акт, на соответствие которому надлежит проверить оспариваемое решение, противоречит содержанию имеющегося в материалах дела административного искового заявления, в котором административным истцом указано на противоречие оспариваемых положений Порядка Постановлению N 582.
Довод апеллянта о необоснованности проверки Порядка на соответствие Постановлению N 582, поскольку оно устанавливает лишь ориентиры при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, поэтому основания для признания Порядка несоответствующим Постановлению N 582 отсутствуют, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике) сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации Постановление N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Из изложенного следует, что довод о необязательном характере Постановления N 582, и его применении только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, основан на неправильном толковании административным ответчиков норм материального права.
Утверждение представителя Правительства Кемеровской области - Кузбасса о недоказанности акционерным обществом "Первая башенная компания" отнесения к нему двух коэффициентов одновременно и не указания, как именно оспариваемые коэффициенты нарушают его права, опровергается материалами административного дела из которых следует, что в договорах аренды земельных участков и приложениях к ним в расчетах арендной платы содержится указание на вид использования земельных участков и оспариваемые коэффициенты, что свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемыми пунктами Порядка N 47.
Из материалов административного дела следует, что судом в ходе его рассмотрения по существу не была надлежащим образом оформлена произведенная судом замена ненадлежащего административного ответчика с администрации Правительства Кемеровской области - Кузбасса на Правительство Кемеровской области - Кузбасса. Однако, поскольку последний орган был надлежащим образом извещен о рассмотрении настоящего административного дела, его представитель участвовал в судебном заседании 11 мая 2021 года, а судебный акт вынесен в пользу акционерного общества "Первая башенная компания", то суд апелляционной инстанции считает данное процессуальное нарушение несущественным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Грубых нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.