Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Решетилович Л.И. (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Таганского районного суда города Москвы от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2021 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Решетилович Л.И. к Федеральной таможенной службе и Центральной акцизной таможне Федеральной таможенной службы о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решетилович Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании отказа ФТС России в выдаче ПТС и оформлении ввоза автомобиля "данные изъяты" peг. N (далее - автомобиль, транспортное средство) на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза без наличия штампа в паспорте о регистрации по месту жительства Решетилович Л.И, с освобождением от уплаты утилизационного сбора, отсутствием договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасной конструкции транспортного средства, незаконным; отмене решения ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N и ЦАТ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче ПТС и оформлении ввоза автомобиля "данные изъяты" peг. N на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза без наличия штампа в паспорте о регистрации по месту жительства Решетилович Л.И, с освобождением от уплаты утилизационного сбора, отсутствием договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасной конструкции транспортного средства; обязании ЦАТ ФТС России оформить ввоз автомобиля без наличия штампа в паспорте о регистрации по месту жительства, с освобождением от уплаты утилизационного сбора и отсутствием договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасной конструкции транспортного средства и выдать ПТС.
Заявленные Решетилович Л.И. административные исковые требования были мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" административным истцом был приобретен автомобиль марки "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, кузов N, гос. N. ДД.ММ.ГГГГ Решетилович Л.И. въехала на территорию Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Решетилович Л.В, являющийся супругом административного истца, имеющий право управление транспортным средством пересек границу РФ через Белгородскую таможню ФТС России на автомобиле "данные изъяты", per. N. После продления срока временного ввоза автомобиля, он был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ административный истец и члены семьи пребывали в Российской Федерации на основании свидетельств о предоставлении временного убежища, выданного УВМ ГУ МВД России по г..Москве. ДД.ММ.ГГГГ Решетилович Л.И. подана пассажирская таможенная декларация на ввоз автомобиля для личного пользования. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила гражданство РФ, документирована паспортом гражданина РФ выданного ГУ МВД России по г..Москве и зарегистрирована по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ административный истец сдала свидетельство о предоставлении временного убежища. ДД.ММ.ГГГГ Решетилович Л.И. обратилась на Донской таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на автотранспортное средство без уплаты таможенных сборов, в связи с предоставлением временного убежища на территории РФ и принятия в гражданство РФ на основании предоставления временного убежища, как гражданину "данные изъяты", постоянно проживавшему на территории "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Донским таможенным постом ЦАТ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу отказано в оформлении ПТС автотранспортного средства без наличия отметки о постоянной регистрации на территории РФ в паспорте, без уплаты утилизационного сбора и отсутствия договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. ФТС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщило Решетилович Л.И. об отсутствии у Донского таможенного поста ЦАТ правовых оснований для освобождения от уплаты таможенных платежей и выдаче ПТС на основании представленных административных истцом документов. Решетилович Л.И. полагала требование Донского таможенного поста ЦАТ незаконным, противоречащим подп. "б" п. 6 приложения N 3 к Решению СЕЭК от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" и ч. 6 ст. 190 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; обращала внимание на то, что отказ таможенного органа в выдаче ПТС на транспортное средство не позволяет зарегистрировать автомобиль в установленном законом порядке и использовать его по назначению, что нарушает право административного истца владения, пользования и распоряжения принадлежащим имуществом.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2021 года, заявленные административные исковые требования Решетилович Л.И. оставлены без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Решетилович Л.И. ставит вопрос об отмене решения Таганского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2021 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы ею приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Так, Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕЭС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен гл. 37 Таможенного кодекса ЕАЭС, решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", гл. 35 Федерального закона от 3.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования (п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС).
Положениями п.1 Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" утвержден Перечень отдельных видов авто-мото-транспортных средств и прицепов к авто и мото-транспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования.
Случаи и условия ввоза за таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей установлены приложением N 3 к названному Решению.
В соответствии с подп. "б" п. 6 приложения N 3 к указанному Решению иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:
авто- и мото-транспортные средства, прицепы к авто- и мото-транспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
авто- и мото-транспортные средства, прицепы к авто- и мото-транспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мото-транспортных средств, прицепов к авто- и мото-транспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Согласно ч. 6 ст. 190 Федерального закона от 3.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мото-транспортное средство и прицеп к авто- и мото-транспортному средству должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза.
Таким образом, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства или получившее статус беженца, вынужденного переселенца может ввозить на таможенного территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов один автомобиль для личного пользования при одновременном соблюдении условий, предусмотренных подп. "б" п. 6 приложения N 3 к вышеуказанному Решению и ч. 6 статьи 190 названного Федерального закона.
Согласно положениям ст. 260 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, должны быть представлены в таможенный орган, совершающий операции, связанные с выпуском товаров, вместе с пассажирской таможенной декларацией.
После помещения транспортного средства под таможенные процедуры и их выпуска в свободное обращение на основании Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. N 496/192/134 (пункты 4, 57, 60.9, 70, 71), таможенные органы выдают его собственнику ПТС, установив на основании сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции автомобиля, что он может быть допущен к эксплуатации по требованиям безопасности, экологичности и др, за исключением случаев, когда ввоз автомобиля осуществляется, в частности, иностранным физическим лицом, признанным переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства или получившим статус беженца, для которых представление такого рода документов обязательным не является.
В целях оформления ПТС на территории РФ транспортное средство должно отвечать условиям действующего технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 877.
Для единичных транспортных средств документом, удостоверяющим соответствие требованиям указанного технического регламента при выпуске в обращение, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
В соответствии с п. 4 Приложения N 4 технического регламента для выдачи ПТС необходимо подтверждение соответствия автомобиля четвертому экологическому классу и выше.
Согласно п. 5 приложения N 4 к техническому регламенту с 1 января 2017 г. в отношении всех выпускаемых в обращение единичных транспортных средств категорий М и N введено требование по оснащению устройствами вызова иных оперативных служб.
Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС на ввезенные единичные транспортные средства, не оборудованные устройством вызова экстренных оперативных служб, временно может быть осуществлена после совершения таможенных операций при одновременном представлении в таможенный орган свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и договора на приобретение устройства, заключенного лицом, ввозящим единичное транспортное средство, на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб.
Пунктом 3 технического регламента установлены случаи, на которые не распространяется действие технического регламента, то есть предоставление СБКТС в таможенный орган, а также установка устройства вызова экстренных оперативных служб для выдачи ПТС не требуется. В частности, действие технического регламента не распространяется на лиц, являющихся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, либо признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Согласно п. 1 ст. 24.1 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, кроме случаев, указанных в пункте 6 статьи 24.1 названного Федерального закона (в отношении автомобилей, ввоз которых в РФ осуществлен в качестве личного имущества иностранным физическим лицом, признанным переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства или получившим статус беженца).
Как следует из материалов административного дела, административный истец приобрела гражданство Российской Федерации; ДД.ММ.ГГГГ документирована общегражданским паспортом, имела регистрацию по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей было выдано соответствующее свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ N; статус беженца Решетилович Л.И. не предоставлялся.
ДД.ММ.ГГГГ Решетилович Л.И. обратилась на Донской таможенный пост ЦАТ ФТС России с заявлением о выдаче ПТС на автомобиль, ввезенный на основании пассажирской таможенной декларации N, с освобождением от уплаты таможенных платежей, предоставив свидетельство о регистрации транспортного средства N от ДД.ММ.ГГГГ, пассажирскую таможенную декларацию, паспорт гражданина РФ N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по г. Москве, свидетельство о регистрации по месту пребывания N от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Донским таможенным постом ЦАТ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N истцу разъяснен порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей автотранспортных средств лицами, переселяющимися в РФ, а также порядок выдачи паспорта транспортного средств, при этом сообщено об отсутствии оснований для оформления ПТС автомобиля на испрашиваемых Решетилович Л.И. условиях (без отметки о постоянной регистрации на территории РФ в паспорте, без уплаты утилизационного сбора и отсутствия договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства).
Административный ответчик ФТС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ N также сообщил Решетилович Л.И. об отсутствии у таможенных органов оснований для освобождения заявителя от уплаты таможенных платежей и выдачи ПТС на основании представленных административных истцом документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Решетилович Л.И. требований, суд пришел к выводу, что оснований полагать действия и решения административных ответчиков в рассматриваемых правоотношениях незаконными, нарушающими права административного истца, не имеется.
При этом суд исходил из того, что документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые регистрацией лица по месту жительства в Российской Федерации. Для целей применения положений п. 6 приложения N 3 к вышеназванному Решению при определении даты прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию используется дата постановки на постоянный регистрационный учет по месту жительства на территории Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда указав при этом, что поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что необходимых документов заявитель при обращении в таможенный орган по вопросу выдачи ПТС без уплаты соответствующих таможенных платежей и сборов, в отсутствие сведений о постоянном месте жительства на территории Российской Федерации, а также договора на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб и свидетельства о безопасной конструкции транспортного средства, не представила; статус беженца, временного переселенца ей не предоставлялся, автомобиль ввезен на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания в иные сроки, чем указано в законе, то суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований полагать оспариваемые Решетилович Л.И. административные акты и действия административных ответчиков в рассматриваемых правоотношениях незаконными, нарушающими права заявителя, не имеется Собранными по административному делу доказательствами подтверждается, что административные ответчики действовали сообразно вышеприведенным нормам; в пределах предоставленных полномочий рассмотрели заявления Решетилович Л.И. и обоснованно сообщили об отсутствии у таможенных органов оснований для освобождения заявителя от уплаты таможенных платежей и выдаче ПТС на основании представленных документов и сообщенных сведений.
С данными выводами судов, в части отсутствия у Решитилович Л.И. права ввоза на таможенную территорию ЕАЭС принадлежащего ей автомобиля для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, в связи с отсутствием у неё регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, в силу чего она не может быть признана лицом переселившимся на постоянное место жительство в страну - член Союза, согласиться нельзя.
Приходя к таким выводам суды не дали должной и всесторонней оценки тем обстоятельствам, на которые ссылалась административный истец, что с ДД.ММ.ГГГГ она пребывала в Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении временного убежища. На момент обращения в таможенный орган получила гражданство РФ, документирована паспортом гражданина Российской Федерации, постоянно проживает на её территории, в г. Москве.
Соглашаясь с доводами административных ответчиков о том, что документом, подтверждающим признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые регистрацией лица по месту жительства в Российской Федерации, суды не учли, что в силу положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (абзац второй).
В силу положений пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5.10.2000 N 199-О, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
В силу положений части 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные названным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при разрешении административного спора.
По смыслу положений, закрепленных в статье 59 и части 4 статьи 180 КАС РФ, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Вопреки предписаниям данных норм процессуального права судом первой инстанции не проверены должным образом доводы административного истца о том, что её переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства вместе с членами семьи было обусловлено произошедшими в Украине политическими событиями, в силу которых ей изначально было предоставлено временное убежище, а затем гражданство Российской Федерации. Несмотря на регистрацию в указанном ею жилом помещении по месту пребывания, иного постоянного места жительства на территории Российской Федерации и за её пределами она не имеет.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в силу чего они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганского районного суда города Москвы от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2021 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Таганский районный суд города Москвы.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 21 июля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.