Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента лесного хозяйства Владимирской области и государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество" по доверенности Чулковой Елены Геннадьевны (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 11 августа 2020 года, дополнительное решение Ковровского городского суда Владимирской области от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 января 2021 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Ковровского городского прокурора Гущина Алексея Николаевича, действующего в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Ковровского городского прокурора Гущин А.Н, действующий в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" о признании бездействия по обеспечению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных на землях лесного фонда вблизи автомобильной дороги "адрес" на земельном участке с кадастровым N (координаты "адрес").
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ГКУ "Ковровское лесничество" законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в загрязнении отходами производства и потребления земельного участка, расположенного вблизи автомобильной дороги "адрес" на земельном участке с кадастровым N. Ответственность за вывоз отходов несут Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество", которое является структурным подразделением данного департамента.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 11 августа 2020 года признано незаконным бездействие Департамента лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" по обеспечению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Названным решением на Департамент лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" возложена обязанность по организации сбора и вывозу в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу бытовых отходов, расположенных на землях лесного фонда вблизи автомобильной дороги "адрес" на земельном участке с кадастровым N (координаты "адрес").
Дополнительным решением Ковровского городского суда Владимирской области от 29 октября 2020 года на Департамент лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" возложена обязанность по организации сбора и вывозу в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу отходов с одной свалки строительных и порубочных отходов объемом около "данные изъяты" м3, расположенной на землях лесного фонда с разрешенным видом использования защитные и эксплуатационные леса на земельном участке вблизи автомобильной дороги "адрес", с кадастровым N (координаты "адрес").
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 января 2021 года решение Ковровского городского суда Владимирской области от 11 августа 2020 года, с учетом дополнительного решения от 29 октября 2020 года, оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГКУ ВО "Ковровское лесничество" - без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административных ответчиков Департамента лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО "Ковровское лесничество" по доверенности Чулкова Е.Г. ставит вопрос об отмене решения Ковровского городского суда Владимирской области от 11 августа 2020 года, дополнительного решения Ковровского городского суда Владимирской области от 29 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 января 2021 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хатова В.Э. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
В силу положений части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения (пункт 1).
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьями 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, что напрямую следует из содержания ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. В частности, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно ст. ст. 1, 4 Федеральный закон N 7-ФЗ.
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, в ходе проведенной Ковровской городской прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что в границах квартала N выдела N Ковровского участкового лесничества ГКУ "Ковровское лесничество" выявлено несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов. Категория земель - земли лесного фонда (кадастровый N), площадь свалки "данные изъяты" га, объемом около "данные изъяты" куб.м.
В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 г. N 898, Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (п. 1.1).
Устав государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество" утвержден приказом директора Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области от 5 декабря 2017 года N 970-П (далее - Устав).
Согласно п. 1.1 Устава ГКУ ВО "Ковровское лесничество" создано в соответствии с постановлением Губернатора области от 13 октября 2011 года N 1101 "О создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений" для осуществления оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственный функций в целях реализации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации в границах земель лесного фонда области, расположенных на территории лесничества.
Из пункта 1.3 Устава следует, что функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области.
Пунктами 2.1, 2.2.1 Устава предусмотрено, что предметом и целью деятельности Учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и не истощительного использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования на землях лесного фонда в интересах Российской Федерации и Владимирской области, осуществление организации охраны лесов в границах лесничества.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области и на ГКУ ВО "Ковровское лесничество", поскольку несанкционированная свалка расположена на землях Ковровского лесничества, а в соответствии с положениями Устава данного юридического лица его учредителем выступает Департамент лесного хозяйства Владимирской области.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда указав при этом, что региональный оператор ООО "Биотехнологии" организует работу по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в границах зон своей деятельности, а именно в границах населенных пунктов Ковровского района и городского округа Ковров. Земельный участок с кадастровым N расположен на землях лесного фонда, в границах деятельности ГКУ ВО "Ковровское лесничество". Вопрос об организации сбора и вывоза бытовых отходов (строительный мусор, бревна, отходы в зеленых мешках, сухие ветки), расположенных примерно в 300 метрах от въезда на новое кладбище в районе "адрес" на площади около "данные изъяты" га, объемом около "данные изъяты" куб.м, в административном исковом заявлении не ставился и не являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Данные выводы судов основаны на правильном применении приведенных норм материального права и в полной мере соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, либо опровергали бы изложенные обжалуемых судебных актах выводы.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебной коллегией не усматривается.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 11 августа 2020 года, дополнительное решение Ковровского городского суда Владимирской области от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента лесного хозяйства Владимирской области и государственного казенного учреждения Владимирской области "Ковровское лесничество" по доверенности Чулковой Елены Геннадьевны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 21 июля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.