Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Жудова Н.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 9 ноября 2020 г. (дело N 3а- 83/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. (дело N 66а-811/2021), вынесенные по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" о признании недействующим в части нормативного правового акта Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителей ООО "Газпром теплоэнерго Иваново", Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. N 59-т/5 для общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (в г. Заволжск) на 2020 - 2024 годы; долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества (в г. Заволжск) на 2020 - 2024 годы; долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (в г. Пучеж) с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020 - 2023 годы; долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества (в г. Пучеж) с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020 - 2023 годы (Приложения 1, 2, 4 и 5).
Постановление N 59-т/5 опубликовано в издании "Ивановская газета", N 103(6308), 27 декабря 2019 года.
ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать не действующим Постановление N 59-т/5 в части установленных для Общества в приложениях 1, 2, 4, 5 тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и потребителям в г. Заволжск и г. Пучеж (Пучежский район), ссылаясь на то, что в результате занижения заявленных Обществом расходов по статье затрат "Амортизация основанных средств и нематериальных активов" размер тарифов на тепловую энергию не обеспечивает полностью финансовых потребностей теплоснабжающей организации, изложенное нарушает ее права и законные интересы в сфере теплоснабжения. В тарифной заявке был представлен расчет сумм амортизации в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете основных средств, исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету на основании договора купли-продажи имущества от 27 июня 2018 года по соответствующей рыночной цене, установленной отчетом об оценке.
Решением Ивановского областного суда от 9 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г, требования административного истца удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 июня 2021 г, представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карик О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Проанализировав положения Федерального закона "О теплоснабжении", Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденное Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п, пункты 12-17, 28, 30-32 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие и опубликования.
Из материалов дела следует, ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" имеет статус единой теплоснабжающей организации и осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии потребителям на территории г. Заволжск, г. Пучеж и Пучежского муниципального района Ивановской области.
Для осуществления регулируемой деятельности ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" использует принадлежащее ему на праве собственности имущество, а именно: семь блочно-модульных котельных (далее - БМК) на территории г. Пучеж и Пучежского района, а также четыре БМК на территории г. Заволжск, которые, включая оборудование, были приобретены на основании договора купли-продажи имущества от 27 июня 2018 года N 61/2018, цена договора составила 451 829 081 рублей, в том числе НДС, состав переданного по договору движимого и недвижимого имущества указан в приложениях 1, 2 к договору.
25 апреля 2019 г. Общество обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 - 2023 годы методом индексации, представив расчеты и обосновывающие документы, в том числе расходы по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов".
Приказом Департамента от 26 апреля 2019 г. N 11-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии от БМК г. Заволжск (ул. Герцена, ул. Спортивная, ул. Фрунзе, ул. Калинина), на 2020 - 2024 годы и определен метод регулирования тарифов - метод индексации установленных тарифов, базовым периодом является 2020 год (первый год второго долгосрочного периода регулирования), а также открыто дело об установлении долгосрочных тарифов с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" от БМК г. Пучеж (ул. Садовая, ул. П.Зарубина, ул. 50 лет ВЛКСМ, ул. Ленина, ул. Грибоедова), от БМК г. Пучеж (ул. Калинина), от БМК Пучежского муниципального района с. Илья-Высоково (базовым периодом являлся 2019 год).
Согласно экспертным заключениям предложенные предприятием в составе необходимой валовой выручки амортизационные отчисления в размере 38 137, 39 тыс. рублей (г. Пучеж и Пучежский район) и 33 412, 174 тыс. рублей (г. Заволжск), в том числе в отношении имущества, приобретенного по договору купли-продажи от 27 июня 2018 г. скорректированы Департаментом и учтены в тарифах на 2020 год в размере соответственно 32 935, 48 тыс. рублей и 24 879, 609 тыс. рублей, то есть снижены на 13 734, 475 тыс. рублей.
Основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта послужили выводы судов о неправильном расчете подлежащих включению в необходимую валовую выручку сумм амортизации, что повлекло неправильное определение расходов по статье затрат "Амортизация основанных средств и нематериальных активов".
Выводы о наличии оснований для признания постановления тарифного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" как теплоснабжающей организации ввиду неверного расчета подлежащих включению в необходимую валовую выручку сумм амортизации, вопреки утверждению в кассационной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Как установлено судами, ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" имущество приняло к учету 27 июня 2018 г, определило первоначальную стоимость основных средств на момент принятия к бухгалтерскому учету, исходя из стоимости объектов в соответствии с договором купли-продажи, что отражено в актах о приеме-передаче основных средств и зданий (сооружений) по формам ОС-1 и ОС-1а и инвентарных карточках по форме ОС-6, установленным постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 года N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", что соответствует порядку, предусмотренному Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н и Методическим указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91-н.
Расходы по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в отношении имущества, приобретенного Обществом до 27 июня 2018 г, определены Департаментом на уровне предложения регулируемой организации, расчет суммы амортизации выполнен исходя из балансовой стоимости оборудования и срока его полезного использования, а в отношении имущества, приобретенного 27 июня 2018 г, расходы определены исходя из остаточной стоимости имущества по данным АО "Газпром теплоэнерго Иваново" на дату покупки основных средств. При этом Департамент исходил из того, что до приобретения вышеуказанного имущества ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" эксплуатировало эти объекты на правах аренды в соответствии с заключенными договорами аренды, в связи с чем тарифный орган не включил в необходимую валовую выручку амортизационные отчисления на сумму 29 763, 79 тыс. рублей, учтенных в составе амортизации основных средств АО "Газпром теплоэнерго" за 1 полугодие 2018 года (тарифное дело) в порядке пункта 45 Основ ценообразования.
Такой подход Департамента к определению размера затрат по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" обоснованно признан судами не основанным на положениях Основ ценообразования и Методических указаний.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов, размер которой определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункты 33, 43, 73 Основ ценообразования и пункт 39 Методических указаний).
На основании пункта 22 Методических указаний N 91-н основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; в иных случаях.
Согласно пунктам 12, 13 данных Методических указаний учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 года N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
В рассматриваемом случае положения законодательства о бухгалтерском учете при принятии имущества к учету и определении его первоначальной стоимости Обществом были соблюдены.
Фактическими затратами ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" на приобретение основных средств является стоимость основных средств, подлежащая уплате продавцу в соответствии с договором от 27 июня 2018 года без учета НДС (абзац 3 пункта 8 ПБУ 6/01).
Размер рыночной стоимости объектов, приобретенных ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" 27 июня 2018 г. подтвержден отчетом об оценке данного имущества N 329-АА-АА-АА/17 от 14 марта 2018 г. ООО "ЭсАрДжи-Консалтинг", согласно которому итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки определена оценщиком по состоянию на 1 декабря 2017 года в размере 383 575 594 рублей (без учета НДС), в составе которого стоимость зданий, сооружений, оборудования составила 380 365 689 рублей.
Использование результатов данной оценки при подтверждении цены договора купли-продажи указывает на соблюдение принципа экономической обоснованности затрат Общества и, как следствие, на правильность определения первоначальной стоимости имущества при постановке его на бухгалтерский учет.
В рамках тарифного предложения тарифному органу регулируемой организацией были представлены сведения, подтверждающие первоначальную стоимость объектов основных средств (договор купли-продажи имущества, отчет об оценке рыночной стоимости объектов), метод начисления амортизации, срок полезного использования имущества, фактический срок эксплуатации и другие необходимые сведения, которые содержались в представленных Обществом документах, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете (пункты 12, 13 Методических указаний N 91н), что не противоречит положениям Методических указаний.
С учетом изложенных обстоятельств расчет оспариваемого тарифа произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства.
Судебными инстанциями учтено, что уплата Обществом в период с 1 декабря 2017 года до 27 июня 2018 года арендных платежей, которые были учтены при формировании тарифов в экономически обоснованном размере исходя из принципа возмещения арендодателю объектов теплоснабжения амортизации, не исключает правомерности исчисления Обществом, ставшим с 27 июня 2018 года собственником этого имущества, расходов на амортизацию основных средств с 1 июля 2018 года исходя из первоначальной стоимости основных средств, сформированной в соответствии с условиями договора купли-продажи имущества.
По изложенным основаниям подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что Департамент, включив в тарифы амортизацию, рассчитанную от цены покупки, нарушил бы пункт 9 Основ ценообразования и пункт 10 Методических указаний, в соответствии с которыми повторный учет одних и тех же расходов не допускается.
С учетом изложенных обстоятельств доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может. Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ивановского областного суда от 9 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.