Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Блошенко М.В, судей Кучинского Е.Н, Леднева А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1205/2020)
по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 29.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.03.2021.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Блошенко М.В, представителя истца - Хатову В.Э, представителя ответчика - Попову Г.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Воронежского транспортного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия по невыполнению требований законодательства о защите прав инвалидов в части необеспечения условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово Юго-Восточной железной дороги, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная платформа Сомово, входа и выхода на остановочные платформы Сомово, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; обязании ОАО "РЖД" устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда путем обеспечения условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово Юго-Восточной, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная платформа Сомово, входа и выхода на остановочные платформы остановочной платформы Сомово, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски путем реконструкции пешеходного переходного моста, обустройства надземного перехода, обустройства подземного перехода или иным другим доступным способом.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 29.10.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.03.2021, исковые требования Воронежского транспортного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить указанные судебные акты как незаконные.
В обоснование доводов кассационной жалобы, аналогичным доводам апелляционной жалобы, указывает на то, что судом первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, а также ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно
Судом установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения объектов адрес железной дороги.
Обследованием установлено, что железнодорожный остановочный пункт ст. Сомово оборудован двумя пассажирскими платформами, одна из которых находится в междупутье, доступ к которым, а также на прилегающую территорию осуществляется посредством надземного пешеходного перехода.
Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59-13330.2016) предусматривает:
на вокзалах подземные (наземные) переходы для доступа пассажиров на платформы (места посадки) следует оборудовать лифтами или иными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов
(п. 8.4.11)
В ходе судебного разбирательства установлено несоответствие объектов инфраструктуры железнодорожного остановочного пункта Сомово указанным нормам: надземный пешеходный переход не оборудован какими-либо средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к пассажирской инфраструктуре железнодорожного транспорта при отсутствии альтернативного способа перемещения между пассажирскими платформами и выхода на прилегающую территорию населенного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ в Юго - Восточную дирекцию инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" направлялось представление об устранении указанных выше нарушений законодательства на остановочном пункте Сомово, однако предприятием действенные меры в целях их устранения приняты не были.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры на адрес в виде штрафа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, судебные инстанции руководствовались положениями части 1 статьи 15, часть. 2 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оценив в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установив факт нарушения ответчиком требований законодательства о безопасности движения на железнодорожных переездах, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 29.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.