Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Коробенко Э.В, судей Кривцова К.Н. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 18 мая 2021 г, которым майору Снегарю Вадиму Александровичу отказано в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) об отказе в принятии административного истца с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Снегаря В.А, его представителя Романченко К.И. в обоснование поданной жалобы и представителя филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - Гусяковой Ю.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением управления жилищного обеспечения от 23 декабря 2020 г. N 83 Снегарю В.А. вместе с членами семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что он ранее был обеспечен от военного ведомства жилым помещением, которым распорядился по своему усмотрению.
Снегарь В.А, оспорив в суде это решение жилищного органа, просил обязать административного ответчика его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что решением Таганрогского городского суда от 10 мая 2011 г. в трехкомнатной квартире N 96 дома N 365, расположенного по улице "адрес", ему в пользование предоставлена жилая комната 2ж площадью 10, 1 кв.м.
Несмотря на то, что заключив 29 августа 2011 г. с бывшей супругой мировое соглашение он фактически распорядился этой площадью, административный истец полагает, что имеет право на повторное обеспечение жильем от военного ведомства на новый состав своей семьи из четырех человек за вычетом упомянутой жилой площади 10, 1 кв.м.
По мнению Снегаря В.А, отказ жилищного органа в его праве на обеспечение жильем является незаконным и необоснованным, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Пунктом 14 ст. 15 того же Федерального закона определено, что право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются такими гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из изложенного следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Следовательно, предоставляя определенной в указанных нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Такое толкование закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом, а также согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В суде установлено, что Снегарь В.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу в войсковой части N.
В период прохождения военной службы Снегарю В.А. на состав семьи из четырех человек (он, супруга и две дочери) предоставлена трехкомнатная квартира N 96 по адресу: "адрес", общей площадью 62, 1 кв.м.
14 апреля 2009 г. Снегарь В.А. с администрацией г. Таганрога заключил договор социального найма N 84096 о передаче в бессрочное владение и пользование данной квартиры, находящейся в муниципальной собственности. Согласно этому договору совместно с нанимателем в качестве членов его семьи были вселены супруга и две дочери.
13 ноября 2009 г. брак между Снегарем В.А. и его супругой И.Н. был расторгнут.
На основании решения Таганрогского городского суда от 10 мая 2011 г. Снегарю В.А. в вышеуказанной квартире в пользование предоставлена жилая комната площадью 10, 1 кв.м, которой как и всем жилым помещением, он на основании достигнутого и утвержденного Таганрогским городским судом мирового соглашения от 29 августа 2011 г. по спору с бывшей супругой о разделе совместно нажитого имущества утратил право пользования.
Между тем, исходя из данных об учетной норме для постановки на жилищный учет в "адрес", определенной решением Городской думы "адрес" от 29 сентября 2005 г. N 109 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" в размере 10 кв.м жилой площади на одного человека, предоставление административному истцу в пользование на основании упомянутого судебного постановления комнаты жилой площадью 10, 1 кв.м указывает на обеспечение его жильем по установленной норме.
В марте 2019 года Снегарь В.А. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с новой семьей из четырех человек, однако в этом ему отказано в связи с тем, что ранее он был обеспечен от военного ведомства жилым помещением, которым распорядился по своему усмотрению.
Вступившим в законную силу решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10 сентября 2019 г. решение жилищного органа признано законным и в удовлетворении заявленных Снегарем В.А. требований отказано.
При этом суд указал, что, оставив полученную от Министерства обороны Российской Федерации квартиру бывшим членам своей семьи, Снегарь В.А. поставил вопрос о повторном обеспечении жильем от указанного федерального органа исполнительной власти.
Между тем 15 октября 2020 г. Снегарь В.А. обратился в управление жилищного обеспечения фактически с аналогичным заявлением о принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в чем ему оспариваемым решением от 23 декабря 2020 г. N 83 по приведенному выше основанию отказано.
Поскольку условие о сдаче ранее предоставленного жилого помещения Снегарь В.А. не выполнил, вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для принятия административного истца на жилищный учет в целях повторного обеспечения жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, является правильным.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 18 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Снегаря Вадима Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.