Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г, судей Герасимовой Е.Н, Федоровой Л.Г, при секретаре Воронковой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1102/2021 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 апреля 2021 года, по которому постановлено:
Исковые требования Дубаевой Галины Владиславовны удовлетворить.
Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Дубаеву Галину Владиславовну в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Ульяновской области с исключением Дубаевой Галины Валентиновны из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Забайкальском крае.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области после включения Дубаевой Галины Владиславовны в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Ульяновской области обеспечить Дубаеву Галину Владиславовну благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Новомалыклинского района Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н, пояснения Дубаевой Г.В, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубаева Г.В. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Требования мотивированы тем, что она родилась в п.***, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её родители в 2010 году решением суда лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Приаргунского района от 6 октября 2010 года ей был назначен попечитель Т*** И.М, ее проживание было определено по месту жительства попечителя: ***. Она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в с/п "***". Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12 февраля 2014 года N116-р она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. Жилое помещение за ней не закреплялось. В возрасте 18 лет она переехала в г..Ульяновск, где работала в сети "***", затем переехала в г..Димитровград, где познакомилась со своим супругом, с которым они переехали в с.Новая Малыкла Ульяновской области, где постоянно проживают. Она вступила в брак в 2019 году, 4 апреля 2020 года у неё родился сын, который наблюдается в *** больнице Ульяновской области. Считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в Ульяновской области, поскольку уже более четырех лет проживает на территории данного региона. Она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, где фактически постоянно проживает.
Осенью 2020 года она подала заявление в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о включении её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением указанного Министерства от 28 октября 2020 года N 1352-р ей было отказано во включении в Список Ульяновской области, с чем она не согласна. Просила признать распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 28 октября 2020 года N1352-р незаконным, обязать данное Министерство включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда; Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области - предоставить ей жилое помещение за счет субвенций из бюджета Ульяновской области.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального округа "Приаргунский район" Забайкальского края, Министерство образования и науки Забайкальского края и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, перемена места жительства и включение в Список по новому месту жительства допускается только в отношении ребенка-сироты, не достигшего 18-летнего возраста. Новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение по новому месту жительства, соответственно, должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности. При изменении места жительства после наступления совершеннолетия лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включение в Список по новому месту жительства не производится. Поскольку до достижения совершеннолетия Дубаева Г.В. на учете в органах опеки и попечительства Ульяновской области не состояла, место жительства не изменяла, выявлена и включена в соответствующий Список в Забайкальском крае, она не может быть исключена из списка Министерством в Забайкальском крае и включена в соответствующий Список в Ульяновской области.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дубаева (ранее - Титова) Г.В, *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители истца лишены родительских прав на основании решения Приаргунского районного суда Забайкальского края от 20 января 2010 года.
Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12 февраля 2014 года N116-р Дубаева Г.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.
Жилое помещение за истцом не закреплялось.
В возрасте 18 лет истец переехала в г.Ульяновск, в период с 1 марта по 13 июня 2017 года работала в г. Ульяновске.
30 августа 2019 года истец вступила в брак с Д*** А.Ю.
На период с 3 марта 2020 года по 2 марта 2023 года Дубаева Г.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***.
29 апреля 2020 года в семье истца в г.Ульяновске родился сын Д*** А*** А***. Ребенок прикреплён и наблюдается педиатром ГУЗ "Н*** районная больница" с рождения.
31 августа 2020 года Дубаева Г.В. обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об исключении её из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства (Забайкальский край), и о включении в список в Ульяновской области (далее - Список).
Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 28 октября 2020 года N 1352-р Дубаевой Г.В. отказано во включении в Список Ульяновской области со ссылкой на то, что до совершеннолетия она на учете в органах опеки и попечительства Ульяновской области не состояла и место жительства не изменяла.
Полагая решение указанного Министерства незаконным, Дубаева Г.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Дубаевой Г.В.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года " 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.
Материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации Приаргунского района от 6 октября 2010 году истцу был назначен попечитель Т*** И.М, проживание истца было определено по месту жительства попечителя: ***.
До достижения 18-летнего возраста в период проживания истца с попечителем в Забайкальском крае она была включена в данном регионе в соответствующий Список.
В 2017 году Дубаева Г.В. переехала в г. Ульяновск, с 2019 года истец состоит в браке и постоянно с семьей проживает в Новомалыклинском районе Ульяновской области.
Обращаясь к ответчику, истец просила исключить ее из соответствующего Списка в Забайкальском крае и включить в Список в Ульяновской области.
До настоящего времени жилым помещением Дубаева Г.В. не обеспечена ни в Забайкальском крае, ни в Ульяновской области.
Утверждения ответчика в жалобе о невозможности включения истца в соответствующий список в Ульяновской области в связи с достижением ею возраста 18 лет несостоятельны.
В " Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судом установлено, что местом жительства Дубаевой Г.В. в настоящее время является Новомалыклинский район Ульяновской области, где она зарегистрирована с 3 марта 2020 года по 2 марта 2023 года по месту пребывания по адресу: ***, о чем указано выше.
Обращаясь с ответчику с соответствующим заявлением, Дубаева Г.В. указывала на изменение своего места жительства.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Забайкальского края на постоянное место жительства в Ульяновскую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться поводом для отмены судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.