Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П, судей Маловой Н.Б, Мишеневой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.05.2021 по исковому заявлению Есютова С. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа незаконным, понуждении совершить определенные действия, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Есютов С.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ между истцом и администрацией Петрозаводского городского округа был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого истцу был передан земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью (...) к.в.м, расположенный по адресу: (...), арендная плата составляла (...) руб, арендная плата не меняется с течение (...) лет. Регистрация договора была осуществлена ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ договор считается заключенным на неопределенный срок. Истец полагает, что в связи с изменением нормативно-правовой базы для определения арендных платежей, арендная плата подлежит уменьшению с ХХ.ХХ.ХХ по постановлению NПравительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. На основании изложенного, с учетом уточнения предмета спора, истец просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений в перерасчете размера арендной платы, изложенной в письме от ХХ.ХХ.ХХ N, обязать ответчика произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка N, заключенного ХХ.ХХ.ХХ с Есютовым С.А. в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N с ХХ.ХХ.ХХ, установив арендную плату за ХХ.ХХ.ХХ - (...) руб. за ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб, за ХХ.ХХ.ХХ - (...) руб, за ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб, взыскать с администрации Петрозаводского городского округа излишне уплаченную арендную плату с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб.
Определением судьи от ХХ.ХХ.ХХ изменен процессуальный статус администрации Петрозаводского городского округа с третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, на соответчика.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С постановленным судом решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные приведенным в суде первой инстанции. Выражает несогласие с выводом суда о том, что определенная в результате торгов стоимость арендной платы по договору снижению не подлежит. Указывает, что действующим законодательством предусмотрена необходимость государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - адвокат Тимонин А.В, действующий на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ХХ.ХХ.ХХ между Есютовым С.А. и администрацией Петрозаводского городского округа на основании протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка заключен договор аренды N, находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому Есютову С.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью (...) кв.м, по адресу: (...), для размещения (...).
В п. N договора аренды земельного участка указано, что Арендная плата на земельные участки устанавливается на основании протокола от ХХ.ХХ.ХХ N об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков в размере (...) руб, ежедневная арендная плата (...) руб.
Размер арендной платы не изменяется в (...) лет, в случае продления срока действия договора на неопределенный срок размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке при изменении базовых составляющих расчета арендной платы, а также порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Уведомление об изменении арендной платы производится Арендодателем путем направления нового расчета арендной платы заказным письмом по указанному в Договоре адресу Арендатора либо вручается под роспись (п. N Договора).
Договор аренды заключен сроком на (...) и считается заключенным с момента его государственной регистрации. Действие договора распространяется на отношения, возникшие с момента его подписания (п. N Договора).
Исходя из положений п. N Договора, если арендодатель продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на неопределенный срок, при этом стороны могут расторгнуть договор в одностороннем порядке, предупредив другую сторону за (...) до даты расторжения.
Договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра ХХ.ХХ.ХХ, номер регистрации N.
ХХ.ХХ.ХХ Есютов С.А. обратился в Министерство с просьбой произвести перерасчет арендной платы за три года с ХХ.ХХ.ХХ на основании постановления Правительства РК N от ХХ.ХХ.ХХ.
Ответом от ХХ.ХХ.ХХ ответчик отказал в удовлетворении заявления, указывая, что арендная плата по спорному договору была установлена на основании протокола от ХХ.ХХ.ХХ N об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков в сумме (...) руб. в год.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность Есютова С.А. вносить ежегодную арендную плату за право аренды спорного земельного участка в сумме (...) руб. определена в результате торгов, размер арендной платы в указанном размере был установлен непосредственно в результате действий Есютова С.А, предложившего наибольшую цену за предложенный предмет аукциона, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такой позицией и полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции до ХХ.ХХ.ХХ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно действующему в настоящее время п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Законом Республики Карелия от 25.12.2015 N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч.1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия наделены с ХХ.ХХ.ХХ полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N446-П функций в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия же арендодателя по действующим договорам аренды Министерству не переданы. Об этом свидетельствуют, в том числе, положения ст.5 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия".
При таких обстоятельствах Министерство не наделено полномочиями по пересмотру размера арендной платы по заключенному истцом договору аренды, так как не является стороной такого договора. Таким образом, отказ Министерства в перерасчете такой платы и изменении ее размера не нарушает прав истца. К арендодателю с такими заявлениями истец не обращался.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Так, согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно п. 2 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Согласно п. 2 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Как установлено п. 17 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Так, в силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, предусмотрено право каждой из сторон в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца, если иной срок не определен законом или договором.
Поскольку договор аренды N между Есютовым С.А. и администрацией Петрозаводского городского округа заключен на основании протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, то отсутствуют правовые основания для начисления арендной платы в порядке, предусмотренном в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов.
Довод истца о применении условий п. N Договора аренды в случае продления договора на неопределенный срок не может быть принят судебной коллегией, так как в указанном пункте инициатива изменения размера арендной платы в одностороннем порядке закреплена именно за арендодателем. Арендодатель к истцу с предложением об изменении размера арендной платы не обращался.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Ссылок на какие-либо нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.05.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.