Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Шуваевой Е.И, судей - Курочкиной И.А, Ягерь Е.А, при секретаре Алфимовой К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании
24 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Шарова Михаила Александровича к Управлению Росреестра по Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области об оспаривании действий, поступившее с апелляционными жалобами Управления Росреестра по Курской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области на решение Железногорского городского суда Курской области от 27 октября 2020 года, которым постановлено следующее решение:
"Административное исковое заявление Шарова Михаила Александровича к Управлению Росреестра по Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области о признании действий незаконными и возложении обязанности восстановить нарушенное право - удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Курской области по внесению сведений в ЕГРН в отношении кадастровых номеров земельного участка и жилого дома, принадлежащих Шарову Михаилу Александровичу.
Возложить на Управление Росреестра по Курской области обязанность внести изменения в присвоенный земельному участку кадастровый номер N, изменив его на кадастровый номер, соответствующий кадастровому кварталу N, в соответствии с его фактическим местоположением: "адрес".
Возложить на Управление Росреестра по Курской области обязанность внести изменения в присвоенный жилому дому кадастровый номер N, изменив его на кадастровый номер, соответствующий кадастровому кварталу N, в соответствии с его фактическим местоположением: "адрес"."
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А, выслушав представителя административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности - Коншину В.О, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, а также возражения на жалобы представителя административного истца Шарова М.А. по доверенности Буравлеву Н.Н, судебная коллегия
установила:
Шаров М.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области с учетом уточнений и дополнений просит признать действия Управления Росреестра по Курской области по внесению изменений в сведения ЕГРН кадастрового номера принадлежащего ему земельного участка и жилого дома незаконными.
В обосновании иска указано, что Шарову М.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.03.2000 года принадлежит земельный участок площадью 3500 кв.м, и расположенный на нем жилой дом, по адресу: "адрес", право собственности на которые зарегистрировано 12.04.2000 года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 08.01.2006 года, и ему присвоен кадастровый номер: N.
24.06.2013 г. в Единый государственный реестр недвижимости были ошибочно внесены сведения о земельном участке и присвоен кадастровый N.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ссылаясь на то, что в ЕГРН отсутствовали сведения о земельном участке с кадастровым номером: N, зарегистрированных правах, а также сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, 29.08.2017 года сведениям о земельном участке с кадастровым номером: N был присвоен статус "архивные".
В связи с изменением нумерации кадастрового квартала земельного участка административного истца значительно возросла сумма земельного налога, в связи с чем, считая свое право нарушенным, он обратился в суд, оспаривая действия регистрационного органа. Просил возложить на административных ответчиков обязанность привести нумерацию кадастровых номеров принадлежащих ему спорных объектов недвижимости в соответствие с их фактическим расположением в кадастровом квартале N.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах представитель Управления Росреестра по Курской области по доверенности Кулева О.Е. и представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области Некрасова А.Ю. просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела.
Административный истец Шаров М.А, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области Новикова Е.И, действующая на основании доверенности, направила в суд ходатайство, в котором просила рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области. Судебная коллегия при данных обстоятельствах с учетом положений ст.150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему административному делу такие основания для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке установлены.
Из материалов настоящего дела следует, что Шарову М.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.03.2000 года принадлежит земельный участок площадью 3500 кв.м, и расположенный на нем жилой дом, по адресу: "адрес", право собственности на которые зарегистрировано 12.04.2000 года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 8 января 2006 года с присвоением кадастрового номера N.
24 июня 2013 года в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о земельном участке внесены изменения - присвоен кадастровый N.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ввиду того, что в ЕГРН отсутствовали сведения о земельном участке с кадастровым номером: N, зарегистрированных правах, а также сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, 29 августа 2017 года сведениям о земельном участке с кадастровым номером: N присвоен статус "архивные".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Шарова М.А, пришел к выводу том, что у административных ответчиков отсутствовали законные основания для внесения изменений в ЕГРН по спорным объектам, принадлежащим Шарову М.А, а также о том, оспариваемыми действиями нарушены права последнего, поскольку именно эти действия привели к увеличению кадастровой стоимости объектов недвижимости и как следствие - к повышенному налогообложению.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может, поскольку при вынесении решения по настоящему административному спору судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту только нарушенных прав и свобод граждан.
Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В силу пункта 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет (наряду с иными обстоятельствами): нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (подпункты 1, 3).
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 7 указанного Закона единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Положения пункта 1 и подпунктов 5 и 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании подпункта 3 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 (в редакции, действующей до 29.06.2021г.), в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется следующее действие: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Как следует из дела, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах, сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, а также сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пп.3 п.181 Порядка ведения ЕГРН, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в администрацию Железногорского района Курской области был направлен запрос в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 03.04.2017 N10-3412/2017 о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения прав собственности, в том числе на земельный участок с кадастровым номером N.
На указанный запрос 20.06.2017 поступил ответ от 30.05.2017 N1462/127 об отсутствии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности, в том числе на земельный участок с кадастровым номером N.
В этой связи 29.08.2017 сведениям о земельном участке с кадастровым номером N был обоснованно присвоен статус "архивные".
Сами по себе данные действия ответчиками выполнены в соответствии с требованиями закона, сообщенные администрацией Железногорского района Курской области сведения соответствуют действительности.
В ЕГРН содержатся следующие сведения со статусом "актуальные, ранее учтенные" о земельном участке с кадастровым номером N
- дата постановки на учет - 24.06.2013;
- местоположение - "адрес";
- категория земель - земли населенных пунктов;
- разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства;
- площадь уточненная - 3500 кв. м.;
- границы - установлены.
В ЕГРН имеются сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N за Шаровым Михаилом Александровичем, дата регистрации - 12.04.2000, номер регистрации - N.
Границы земельного участка с кадастровым номером N, а также сведения о кадастровом квартале N, в котором фактически расположен земельный участок были внесены в ЕГРН на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 46-0-1-208/3007/2017-362 от 19.07.2017, поступившего от Шарова М.А, и представленного вместе с ним межевого плана от 17.07.2017, содержащего соответствующую информацию.
В ЕГРН содержатся следующие сведения со статусом "актуальные, ранее учтенные" об объекте недвижимости с кадастровым номером N
- дата постановки - 13.11.2011;
- вид объекта недвижимости - здание;
- назначение - жилое;
- наименование здания - жилой дом;
- местоположение - "адрес";
- площадь - 37.5 кв. м.
В ЕГРН имеются сведения о зарегистрированном праве собственности на здание с кадастровым номером N за Шаровым Михаилом Александровичем, дата регистрации - 12.04.2000, номер регистрации - N.
В ЕГРН также содержатся сведения о расположении здания с кадастровым номером N в пределах земельного участка с кадастровым номером N, что подтверждается информацией, содержащейся в Межевом плане от 17.07.2017.
Сведения о кадастровом квартале N, в котором фактически расположено здание с кадастровым номером N, внесены в ЕГРН в рамках рассмотрения обращения, поступившего от Шарова М.А, государственным регистратором прав Управления Росреестра по Курской области.
Суду первой инстанции в письменном пояснении филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 01.09.2020 N04-6909/2020 даны пояснения, что принадлежащие Шарову М.А. объекты недвижимости имеют следующие кадастровые номера: земельный участок - N, жилой дом - N.
При этом в ЕГРН в отношении данных объектов недвижимости содержатся сведения о кадастровом квартале N, в котором данные объекты недвижимости фактически расположены. Однако, данная информация судом не была учтена.
В соответствии со ст. 5 Закона N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Кадастровый номер относится к основным сведениям об объекте недвижимости.
Пунктом 7 порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 877 (далее - Порядок), установлено, что кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости не изменяется, в том числе, если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится. Согласно п. 8 Порядка кадастровые номера, присвоенные объектам недвижимости до вступления в силу Порядка, сохраняются.
Таким образом, внести изменения в присвоенный земельному участку кадастровый N, в части изменения номера кадастрового квартала, или поменять его на иной кадастровый номер, соответствующий кадастровому кварталу N (в том числе на кадастровый N), закон не допускает.
Внести изменения в присвоенный жилому дому кадастровый N, в части изменения нумерации кадастрового квартала, или поменять его на иной кадастровый номер, соответствующий кадастровому кварталу N (в том числе на кадастровый N), так же невозможно.
Вопреки требованиям, установленным пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов. В частности, Шаровым М.А. не представлены сведения о том, что вследствие внесенных изменений в ЕГРН, были нарушены или могут быть нарушены его права или законные интересы.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.15 названного Закона определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Данных о том, что Шаров М.А. воспользовался данным правом, то есть обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
Исходя из перечисленных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также установленных фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые действия административных ответчиков являются законными и не нарушающими права заявителя. Следовательно, доводы апелляционных жалоб о незаконности принятого судом первой инстанции решения заслуживают внимания.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимает по делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь п.2 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железногорского городского суда Курской области от 27 октября 2020 года, отменить.
Принять по делу следующее решение.
В удовлетворении административного искового заявления Шарова Михаила Александровича к Управлению Росреестра по Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области об оспаривании действий, отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.