Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Дегтеревой О.В., Заскалько О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Громовой М.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Люблинского районного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав отказать;
установила:
фио через представителя фио обратилась в суд с иском к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перевод пенсии, назначенной в Республике Беларусь, на пенсию по старости в Российской Федерации со дня обращения в ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с 27 декабря 2018 года
В обоснование заявленных требований истец фио указала, что в связи с переездом из Республики Беларусь и получением вида на жительство в России, 27 декабря 2018 года обратилась в пенсионный орган по месту нового жительства с заявлением о выплате пенсии в соответствии с положениями Договора между Российской Федераций и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", однако решением ГУ-Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области от 04.02.2019 N... /... /18 ей отказано из-за отсутствия права на страховую пенсию. Полагая свои права нарушенными, истец фио через представителя обратилась с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца фио, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика ГУ-Главное управление ПФР N 4 по Москве и Московской области, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснение истца фио, её представителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного решения, исходя из изученных материалов дела по доводам апелляционной жалобы истца, имеются в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на дату оспариваемого решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии в Российской Федерации, фио, паспортные данные являлась гражданкой Республики Беларусь, имела вид на жительство 82N *** в Российской Федерации, выданный 29.10.2018 г.
В период с 15.11.2017 по 31.01.2019 года фио состояла на учете в УСЗН Администрации Железнодорожного района г.Гомеля по месту жительства и являлась получателем пенсии по возрасту, назначенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что подтверждается удостоверением N... и справкой (л.д. 10, 23).
Истец фио 27.12.2018 в связи с переездом на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации обратилась к ответчику по вопросу перевода пенсии из Республики Беларусь. Согласно содержанию заявления по унифицированной форме, фио просит назначить пенсию на территории РФ по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь; также в заявлении указано о разъяснении заявителю, что для назначения пенсии на территории РФ будут взяты периоды работы до 1990 года на территории бывшего СССР и выбор такого варианта является окончательным; заявитель просит запросить выплатное дело из Белоруссии. В качестве приложения к заявлению среди прочего указан вид на жительство в РФ.
Согласно пункта 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006, назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости) на основании заявления граждан Договаривающихся сторон возможно согласно законодательству Договаривающихся сторон, гражданами которой они являются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
14.01.2019 ГУ-ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области составлен запрос в УСЗН Администрации Железнодорожного района г. Гомеля Республики Беларусь о направлении выплатного дела фио
Решением ГУ - Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области от 04.02.2019 N... /... /18 истцу фио отказано в установлении пенсии, поскольку по пункту 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости) на основании заявления граждан Договаривающихся сторон возможно согласно законодательству Договаривающихся сторон, гражданами которой они являются, то есть в случае истца по законодательству Республики Беларусь.
Разрешая требования истца фио к ГУ-Главному управлению N 4 по г. Москве и Московской области об обязании ответчика назначить пенсию, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении и исходил из того, что для реализации права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации с применением п. 2 ст. 23 Договора, как того требовала истец фио и о чем указала в поданном в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области заявлении, должны быть соблюдены два условия, а именно: наличие гражданства Российской Федерации и достижение установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраста, а также наличие не менее 15 лет страхового стажа и ИПК в размере не менее 30; в то время как истец фио является гражданкой Республики Беларусь, не имеет гражданства Российской Федерации и не имеет трудового стажа, приобретенного на территории России.
Также суд указал, что истец фио не лишена возможности обратиться к ответчику с соответствующим заявлением о пенсионном обеспечении с применением положений п. 1 ст. 23, либо ст. 24 Договора, предусматривающей пропорциональный принцип пенсионного обеспечения от каждой из Договаривающихся Сторон пропорционально страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории данного государства, а также пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и, в случае несогласия с решением пенсионного органа в удовлетворении такового заявления, реализовать свое право на судебную защиту интересов.
Однако с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Обращаясь в суд с данным иском, фио ссылается на неправомерность действий ответчика и введение ее в заблуждение, следствием чего стало прекращение пенсионного обеспечения истца, поскольку ответчиком в Республику Беларусь был направлен запрос для прекращения выплаты пенсии, в связи с переводом пенсии по новому месту жительства на территории РФ и одновременно отказано в установлении пенсии на территории РФ, что привело к потере истцом пенсионного обеспечения с февраля 2019 года.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
24.01.2006 между Россией и Республикой Беларусь заключен договор "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированный Федеральным законом от 07.12.2006 N 227-ФЗ, вступивший в силу для Российской Федерации с 29.03.2007 (Договор от 24.01.2006). Указанный договор является двусторонним международным договором, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Согласно ч. 1 ст. 2 данного Договора, он регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Согласно положениям статьи 23 названного Договора предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение. По пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (п. 1 ст. 23). По принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой является лицо, претендующее на назначение пенсии, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 2 ст. 23). В соответствии с ч. 1 ст. 10 Договора от 24.01.2006 каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В соответствии со ст. 24 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", при переезде пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.
Договаривающаяся Сторона по новому месту жительства пенсионера назначает пенсию со сроков, предусмотренных законодательством этой Договаривающейся Стороны, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства (п. 1).
В случае если согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию (в том числе пенсию другого вида) согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера (п. 2).
При переезде с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из Договаривающихся Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, назначившей пенсию, без применения норм настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 3).
Правлением ПФ РФ N 2и, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь N 06-01/3394п 27.07.2007 утвержден Временный порядок реализации отдельных статей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, в том числе, определен порядок действий компетентных органов (организаций), на которые возложено осуществление назначения и выплаты пенсий, той Стороны, на территории которой проживает заявитель, в случае обращения с заявлением о переводе назначенной другой Стороной пенсии в соответствии с положениями ст. 24 Договора от 24.01.2006, путем обмена формулярами.
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при обращении в ГУ-ГУ N 4 ПФР по Москве и Московской области с заявлением об установлении пенсии 27.12.2018 истцу фио разъяснено, что для назначения пенсии на территории РФ по п. 2 ст. 23 Договора от 24.01.2006 будут взяты периоды работы истца до 1990 года на территории бывшего СССР.
Между тем изложенные обстоятельства свидетельствуют об их несоответствии норме международного Договора от 24.01.2006. Вариант пенсионного обеспечения по п. 2 ст. 23 Договора от 24.01.2006 не предусматривает возможность учета трудового стажа заявителя до 1990 года на территории бывшего СССР для назначения пенсии, а предусматривает назначение и выплату трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой является лицо, претендующее на назначение пенсии, без применения положений Договора. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Последующие действия ответчика, имеющего в распоряжении сведения о гражданстве истца Республики Беларусь и истребовавшего 14.01.2019 выплатное дело из Республики Беларусь, отзыв запроса, также нельзя признать правомерными и отвечающими интересам пенсионера, претендующего на продолжение получения пенсионного обеспечения в соответствии с Договором от 24.01.2006 в связи с переездом, для которого выбор пенсионного обеспечения по п. 2 ст. 23 указанного Договора является окончательным и пересмотру не подлежит.
Установленные обстоятельства рассмотрения ответчиком заявления истца от 27.12.2018 также нельзя признать соответствующими положениям статьи 24 Договора от 24.01.2006, согласно которым при переезде пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера. Договаривающаяся Сторона по новому месту жительства пенсионера назначает пенсию со сроков, предусмотренных законодательством этой Договаривающейся Стороны, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства (п. 1).
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда о соблюдении со стороны ответчика прав истца фио, обратившейся 27.12.2018 с заявлением об установлении пенсионного обеспечения, переводе назначенной пенсии в связи с переездом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не учитывает нормы международного Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", что в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда с принятием нового об удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности совершить необходимые действия в порядке, предусмотренном положениями ч. 1 ст. 24 указанного международного Договора, направленные на продолжение и установление в РФ истцу пенсионного обеспечения с 01.02.2019 года, с учетом сведений УСЗН Администрации Железнодорожного района г.Гомеля Республики Беларусь о прекращении выплаты, в связи с истребованием ответчиком пенсионного дела.
Принимая данное решение, судебная коллегия исходит из установленных обстоятельств дела по состоянию на дату обращения истца к ответчику с заявлением 27.12.2018 и на дату решения от 14.01.2019, учитывает отсутствие правовых оснований для установления пенсионного обеспечения истцу на территории РФ по правилам п. 2 ст. 23 Договора от 24.01.2006, наличие сведений о трудовом стаже истца в период с 1979 года, дальнейшую возможность окончательного выбора истцом варианта пенсионного обеспечения в заявительном порядке путем обращения к ответчику.
С учетом изложенных обстоятельств, в целях соблюдения прав истца на получение пенсионного обеспечения в полном объеме со стороны Республики Беларусь, до возможного изменения истцом варианта пенсионного обеспечения, ответчику следует руководствоваться Временным порядком реализации отдельных статей (ст. 24) Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, утв. Правлением ПФ РФ N 2и, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь N 06-01/3394п 27.07.2007.
Правовых оснований для удовлетворения требования истца о возложении обязанности на ответчика назначить к выплате пенсионное обеспечение с 27.12.2018 не имеется, иск в данной части удовлетворению не подлежит с учетом изложенного.
Довод апелляционной жалобы истца об установлении истцу гражданства РФ и получении 28.12.2020 года паспорта гражданина РФ не может быть принят во внимание, поскольку данные обстоятельства имели место после периода рассматриваемых правоотношений. Между тем после их наступления являются значимыми в целях пенсионного обеспечения истца и с учетом заявительного порядка также могут служить основанием для изменения пенсионного обеспечения в Российской Федерации, установленного положениями Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2020 года отменить, принять новое решение.
Обязать ГУ - Главное Управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области установить пенсионное обеспечение фио с 1 февраля 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований фио отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.