Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Гербекова Б.И, судей Лагуновой О.Ю, Вьюговой Н.М, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теребун Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лагуновой О.Ю, гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шамилова М.Ш. и его представителя по доверенности фио на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 г, которым постановлено:
в удовлетворении иска Шамилова Махмуда Шамилгаджиевича к Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Гасанова З.М. обратилась в суд с иском к ответчикам Департаменту здравоохранения г. Москвы, Департаменту финансов г. Москвы о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств в размере 99 750 руб, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 840 руб, штрафа в размере 64 200 руб, а также компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. В обоснование исковых требований указала, что является инвалидом 1 группы, страдает заболеванием - рак легких (аденокарценома, степень 3а). Для лечения в 2018 году были назначены препараты с действующими веществами ингибиторов тирозинкиназ "Гефитиниб" или "Эрлотиниб" или "Афатиниб". Данные препараты фиоМ получала по льготным рецептам в течение 9 месяцев 2018 года в аптеке N 64 "Аптеки Столицы" ГБУ города Москвы "ЦЛО ДЗМ". 22.06.2018 фиоМ был выписан льготный рецепт на препарат под торговым названием "Гиотриф (Афатиниб)". На следующий день после получения, рецепт был предъявлен в аптеку N 64, которая отпуск лекарства не произвела по причине отсутствия, в связи с чем, был поставлен на отсроченное обслуживание в этот же день. В других аптеках, обслуживающих Западный округ города Москвы, данного препарата по федеральной льготе не оказалось. По истечении 17 дней с момента постановки льготного рецепта на отсроченное обслуживание в Аптеке N 64 препарат в аптеке не появился, что нарушило право истца на своевременное получение препарата на бесплатной основе. В связи с тем, что лекарственные препараты своевременно не поступили, у Гасановой З.М. ухудшилось состояние здоровья, и она была вынуждена самостоятельно приобрести лекарство, на приобретение были потрачены заемные денежные средства в размере 99 750 рублей, что подтверждается распиской в получении денежных средств от 08.06.2018.
Определением Тверского районного суда города Москвы от 21.05.2020 в связи со смертью Гасановой З.М. было приостановлено производство по делу до определения правопреемников Гасановой З.М.
Определением Тверского районного суда города Москвы от 11.11.2020 произведено процессуальное правопреемство, которым заменен истец Гасанова З.М. на ее правопреемника Шамилова М.Ш.
Истец Шамилов М.Ш. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения города Москвы фио в судебное заседание явился, возражал относительно заявленных требований, полагал, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, указав на то, что в рамках спорных правоотношений правопреемство не допускается.
Представитель ответчика Департамента финансов города Москвы фио в судебное заседание явился, возражал относительно заявленных исковых требований, указав на то, что Департамент финансов города Москвы является ненадлежащим ответчиком в рамках спорных правоотношений.
Представитель третьего лица ГБУ здравоохранения города Москвы "Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы" - фио в судебное заседание явилась, возражала относительно заявленных исковых требований, письменные объяснения поддержала.
Представитель третьего лица ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 8 Департамента здравоохранения города Москвы", ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят истец Шамилов М.Ш. и его представитель по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец Шамилов М.Ш. и его представитель фио в судебное заседание апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения города Москвы фио в судебное заседание апелляционной инстанции явился, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
Представитель ответчика Департамента финансов города Москвы фио в судебное заседание апелляционной инстанции явился, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
Представители третьих лиц ГБУ здравоохранения города Москвы "Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы", ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 8 Департамента здравоохранения города Москвы", ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности неявки не представлено. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда, исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Гасанова З.М. являлась инвалидов 1 группы и страдала заболеванием - рак легких (аденокарценома, степень 3а). Для лечения были назначены препараты с действующими веществами ингибиторов тирозинкиназ "Гефитиниб" или "Эрлотиниб" или "Афатиниб".
Препараты Иресса с действующим веществом "Гефитиниб" и Гиотриф с действующим веществом "Афатиниб" истец получала по льготным рецептам в течение 9 месяцев 2018 года в аптеке N 64 "Аптеки Столицы" Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы. С февраля по октябрь 2018 года включительно в рамках проводимого лечения Гасановой З.М. были выписаны льготные рецепты на назначенные препараты, содержащие действующие вещества - "Гефитиниб" и "Афатиниб". 22.06.2018 был выписан льготный рецепт на препарат под торговым наименованием "Гиотриф". Данный рецепт был предъявлен Гасановой З.М. в аптеку 23.06.2018, которая должна была произвести отпуск препарата бесплатно. По причине отсутствия препарата в аптеке, его отпуск произведен не был, в связи с чем был поставлен на отсроченное обслуживание в этот же день.
Указанные фактические обстоятельства дела не оспаривались сторонами и подтверждаются письменными материалами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Шамилов М.Ш. пояснил, что лекарственный препарат "Афатиниб" по истечении 17 дней с 22.06.2018 в аптеке не появился, что нарушило право Гасановой З.М. на получение лекарства на бесплатной основе. Гасановой М.З. были направлены запросы в ЦЛО ДЗМ, аптеку N 64 и к заведующему онкологическим отделением ГП N 8 ДЗМ, где был выписан рецепт. В ответе на запрос ЦЛО ДЗМ N 7196 от 13.07.2018 указали, что по состоянию на 12.07.2018 льготный рецепт находится на отсроченном обеспечении. В ответе на запрос от ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от 17.07.2018 описывается обращение в Департамент здравоохранения города Москвы о срочных мерах по полному обеспечению Гасановой З.М. необходимыми лекарственными препаратами. Запрос направлялся также в Департамент здравоохранения города Москвы, где в ответе от 25.07.2018 сообщалось о наличии в аптеке N 64 препарата с действующим веществом Гефитиниб и выписанного рецепта на его получение. В связи с тем, что прием препарата с действующим веществом "Афатиниб" должен был приниматься ежедневно, и из-за отсутствия его в аптеке состояние Гасановой М.З. ухудшилось и она была вынуждена приобрести его за свои денежные средства в размере 99 750 руб.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения города Москвы фио в судебном заседании суда первой инстанции, возражая против заявленных требований, пояснил, что указанные препараты Гасанова М.З. получала в срок, что видно из представленного реестра счета пациента, где указаны наименования препаратов, а также даты их отпуска, также указал на то, что в рамках спорных правоотношений правопреемство не допускается, в связи с чем требования истца, по мнению представителя ответчика, удовлетворению не подлежат.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 1110, 1112 ГК РФ, ст. 44 ГПК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к выводу, что поскольку требования истца неразрывно связаны с личностью Гасановой З.М, правоотношения, по которым заявлен спор, правопреемство не допускают. В этой связи оснований для удовлетворения иска Шамилова М.Ш. не имеется. Кроме того, поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда, процентов являются производными от основного требования, они также удовлетворению не подлежат.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей в спорный период 2018 г.) в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период 2018 г).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 2323-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых включены препараты Гефитиниб, Афатиниб.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В период спорных отношений по вопросу обеспечения Гасановой З.М. лекарственными препаратами действовала утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Данными программами, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
Сходные положения содержатся в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", принятой постановлением Правительства Москвы от 14 декабря 2017 г. N 1011-ПП, действовавшей в спорный период 2018 г.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы" и "онкологические заболевания", в соответствующей им графе " Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Департамент здравоохранения города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающим необходимые условия для оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. N 425-ПП).
Одной из основных задач Департамента здравоохранения города Москвы является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 4 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. N 425-ПП).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - города Москвы относится к компетенции Департамента здравоохранения города Москвы, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гасанова З.М, заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов, указывала на то, что в результате неправомерного бездействия Департамента здравоохранения города Москвы лекарственный препарат "Афатиниб" по истечении 17 дней с 22.06.2018 в аптеке не появился, что нарушило право Гасановой З.М, страдавшей онкологическим заболеванием, необходимыми ей лекарственными препаратами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения этих препаратов и их оплаты за свой счет.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Из материалов дела следует, что в результате незаконного бездействия Департамента здравоохранения города Москвы Гасанова З.М. не была обеспечена лекарственным препаратом "Гиотриф (Афатиниб)" за счет бюджетных средств по льготному рецепту ввиду отсутствия в аптеке данного препарата на протяжении 17 дней. Вместе с тем, суд первой инстанции, данные обстоятельства во взаимосвязи с положениями приведенных норм материального права об обеспечении лекарственными препаратами граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в их взаимосвязи с нормативными положениями о возмещении убытков и нормами Семейного кодекса Российской Федерации о взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии у Шамилова М.Ш. (сына Гасановой З.М.) права на возмещение стоимости приобретенных Гасановой З.М. лекарственных препаратов, которые были жизненно необходимы ей и которыми она не была обеспечена по вине Департамента здравоохранения города Москвы.
Вывод суда первой инстанции о том, что право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты неразрывно связано с личностью ее получателя, в данном случае Гасановой З.М, и в случае ее смерти не может перейти к другому лицу, нельзя признать правомерным. Суд первой инстанции неправильно определилправовую природу спорных отношений и не учел, что понесенные семьей Гасановой З.М, в состав которой входит ее сын Шамилов М.Ш, с которым они совместно проживали, вели общий бюджет, в том числе и после переезда Гасановой З.М. в г.Москву, где она была зарегистрирована 11 апреля 2019 г. с целью лечения, расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют убытки семьи, которые были обусловлены необеспечением Департаментом здравоохранения города Москвы возможности реализовать принадлежащее Гасановой З.М. право на получение гарантированной законом государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения ее необходимыми лекарственными препаратами, вследствие чего возмещение этих расходов ее семье, в данном случае члену ее семьи - Шамилову М.Ш, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения семьи Гасановой З.М, существовавшего до его нарушения, и не связано с реализацией Шамиловым М.Ш. наследственных прав в связи со смертью Гасановой З.М.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Шамилова М.Ш. о взыскании суммы расходов на приобретение льготных лекарственных препаратов для лечения Гасановой З.М. нельзя признать соответствующим закону, оно подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу нового судебного решения об удовлетворении исковых требований и с Департамента здравоохранения г.Москвы в пользу Шамилова М.Ш. подлежат взысканию расходы на приобретение лекарственных препаратов в сумме 99 750 руб, как доказательственно подтвержденные.
Одновременно, судебная коллегия не находит законных к тому оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания процентов и неустойки по договору займа, компенсации морального вреда, как не основанных на нормах права.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Следовательно, правом на возмещение этих расходов обладает та сторона, в пользу которой состоялось решение: либо истец - при удовлетворении иска (полностью или в части), либо ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку решение в части отказа во взыскании убытков подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, заявление истца о возмещении судебных расходов судебная коллегия находит подлежащим частичному удовлетворению.
С учетом сложности, характера рассматриваемого спора и категории дела, объема доказательной базы по данному делу, количества судебных заседаний, продолжительности подготовки к рассмотрению дела, судебная коллегия полагает необходимым определить ко взысканию сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Кроме того, ко взысканию с ответчика Департамента здравоохранения г.Москвы в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы в сумме 785 руб, в счет возврата уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины - 150 руб.
Одновременно, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил, что перечень судебных издержек, предусмотренный указанными Кодексами, не является исчерпывающим. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Учитывая, что в представленной истцом доверенности не указано, что Шамилов М.Ш. доверяет доверенному лицу представлять его интересы именно по настоящему делу, доверенность выдана сроком на пять лет, и она оформлена для представления интересов истца не только в рамках данного дела, в связи с чем оснований для удовлетворения указанных требований у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 г. - отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования Шамилова М.Ш. удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения г.Москвы в пользу Шамилова Махмуда Шамилгаджиевича расходы на приобретение лекарственных средств в размере 99 750 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб, почтовые расходы в размере 785 руб, в счет возврата уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины - 150 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.