Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Васильевой Е.В, Раскатовой Н.Н, при ведении протокола помощником Азаровой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе истца Матюшиной С.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2021 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований Матюшиной С*В* к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным действий, выражающихся в отказе постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛА:
Матюшина С.В. обратилась с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным отказа в признании ее нуждающейся в жилых помещениях и постановке на жилищный учет с изменением учетного дела и включении ее как супруги Матюшина П.Н. в учетное дело совместно с другими членами семьи.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Матюшина С.В. в составе семьи из 6 человек (она, Матюшин П.Н, Матюшин Н.Я, Матюшин К.П, Матюшин М.П, Матюшина Л.П.) зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ***. С 2009 года Матюшин П.Н, Матюшин Н.Я, Матюшин К.П, Матюшин М.П, Матюшина Л.П. состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Истец совместно с указанными лицами на жилищном учете не состоит. После получения письма Департамента городского имущества г. Москвы от 07.12.2020 года с информацией о том, что дом, в котором проживает семья истца включен в программу реновации, истец обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о принятии на жилищный учет, однако письмом от 28.12.2020 года заместителем начальника Управления ведения жилищного учета ей было сообщено, что согласно п.4.6 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП в случае вселения в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на учете, новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, изменение в сформированное жилищное дело не вносится. Полагая свои права нарушенными, истец Матюшина С.В, уточнив исковые требования, просила суд признать отказ в постановке на жилищный учет незаконным и обязать Департамент городского имущества города Москвы признать ее нуждающейся в жилых помещениях и поставить на жилищный учет.
Истец Матюшина С.В, ее представитель Корковидов А.К, а также третье лицо Матюшин П.Н. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Пак И.Р. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования относительно предмета спора в судебное заседание не явились, извещены, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного в своей апелляционной жалобе просит истец Матюшина С.В.
В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что истец Матюшина С.В. в составе семьи из 6 человек (она, Матюшин П.Н, Матюшин Н.Я, Матюшин К.П, Матюшин М.П, Матюшина Л.П.) зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ***, где занимает трехкомнатную квартиру общей площадью 59, 7 кв. м. на основании договора социального найма.
В данное жилое помещение истец Матюшина С.В. была вселена в качестве супруги Матюшина П.Н. в 2006 году.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** включен в программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 года N 497 ПП.
С 2009 года Матюшин П.Н, Матюшин Н.Я, Матюшин К.П, Матюшин М.П, Матюшина Л.П. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения главы Управы района Кузьминки ЮВАО г. Москвы от 26.06.2009 года N233.
Распоряжением ДЖП и ЖФ от 02.12.2012 года Матюшин П.Н. и члены его семьи были сняты с жилищного учета, однако вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от 02.10.2019 года распоряжение об их снятии с жилищного учета было признано незаконным, а на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении с сохранением даты постановки на учет Матюшина П.Н. и членов его семьи.
Данным решением установлено, что Матюшина С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях как член семьи, а именно супруга Матюшина П.Н. не принималась, поскольку на момент признания в 2009 году ее супруга и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, проживала в городе Москве менее 10 лет.
10 декабря 2020 года Матюшина С.В. обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о включении в состав семьи Матюшин П.Н. и принятии на жилищный учет.
Письмом от 28 декабря 2020 года N ДГИ-ГР-37379/20-1 в ответ на обращение истца Департамент городского имущества города Москвы разъяснил, что ведение жилищного учета в г.Москве осуществляется в соответствии с Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", а также постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП, согласно п. 4.6 приложения к указанному постановлению включение в учетное дело совершеннолетних граждан, не состоящих на учете, не допускается.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 7, 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", п.4.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП, регламентирующего порядок ведения жилищного учета, оценил в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принял во внимание в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Полагая, что отсутствуют основания для признания незаконными действий Департамента городского имущества г.Москвы, суд первой инстанции верно исходил из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства включение в уже сформированное в отношении жилого помещения учетное дело новых совершеннолетних членов семьи не предусмотрено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм материального права, поскольку отказ уполномоченного органа не может быть основан на постановлении Правительства Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП, так как оно противоречит ст. 52 ЖК РФ, в связи с чем подлежали применению ст. 54 ЖК РФ либо ст.12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", судебной коллегией признаются несостоятельными.
Согласно ст. 13 и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ полномочия по предоставлению жилых помещений, по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставлению субсидий для приобретения жилых помещений предоставлено органам местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, полномочия в области жилищных правоотношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Так, в городе Москве порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 16 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (ч.1). Порядок ведения документов жилищного учета, составляющих учетное дело, определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции, указанные в части 1 настоящей статьи (ч.2).
Таким образом, утверждение порядка ведения жилищного учета относится к исключительной компетенции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
С 28 сентября 2008 года порядок ведения и формирования учетных дел по всем категориям жилищного учета в целях реализации Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 утвержден Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
Согласно п.4.1 данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в п.2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В соответствии с п.4.4 Порядка критерием, определяющим единицу учета является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
Как предусмотрено п.п.4.5, 4.6 Порядка, основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 года N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет.
Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.
Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.
Принятие на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого сформировано учетное дело, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
При принятии Департаментом городского имущества города Москвы решения о принятии на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, как членов одной семьи формируется новое учетное дело.
С учетом приведенных положений, принятие на жилищный учет и формирование учетного дела возможно лишь на основании заявлений всех граждан, проживающих в жилом помещении в качестве членов одной семьи, а принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в жилое помещение, в отношении которого уже сформировано учетное дело.
Как видно из материалов дела, зарегистрированные совместно с истцом по месту жительства в жилом помещении по адресу : ***, члены семьи Матюшин П.Н, Матюшин Н.Я, Матюшин К.П, Матюшин М.П, Матюшина Л.П. уже состоят с 2009 года на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений и в отношении них сформировано учетное дело, в связи с чем для принятия на учет Матюшиной С.В, проживающей в указанном жилом помещении, необходимо формирование нового учетного дела на основании совместного обращения всех членов семьи и только после снятия с жилищного учета состоящей на нем части семьи.
При таком положении, суд первой инстанции верно не установилдопущенных со стороны Департамента городского имущества г.Москвы при рассмотрении обращения истца требований законодательства, поскольку действия ответчика соответствуют установленному уполномоченным органом порядку ведения и формирования учетных дел, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения истца у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия представителя Департамента городского имущества г.Москвы на участие в судебном заседании не подтверждены, не влекут отмены постановленного судом решения, так как Департамент городского имущества г.Москвы полномочия лиц, представлявших его интересы, в ходе рассмотрения дела не оспаривает.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, грубых нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Матюшиной С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.