Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего, Максимовой Е.В., судей Курочкиной О.А., Басырова И.И., при секретаре Теребун Е.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочконой О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе... фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска... а Владимира Николаевича к Минстрою России, МЧС России о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов отказать, УСТАНОВИЛА:
... В.Н. обратился в суд с указанным иском к Минстрою России, МЧС России, просил взыскать за счет казны Российской Федерации в счет возмещения вреда, причиненного бездействием Минстроя России и МЧС России, стоимость утраченного в результате наводнения движимого имущества, жилого помещения, расходы на финансирование проживания и питания в общей сумме сумма, требования обоснованы длительным бездействием по оформлению документов на получение компенсаций и социальных гарантий как пострадавшему в результате наводнения в июне-июле 2002г.
Истец в судебное заседание первой инстанции явился, заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков МЧС России, Минстроя России в судебное заседание первой инстанции явились, против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц администрации Кропоткинского адрес, администрации адрес, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций адрес в судебное заседание первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит... В.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителя ответчика Минстроя России, третьих лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, выслушав позицию представителя ответчика МЧС России по доверенности фио, которая просила оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Решением Кропоткинского городского суда адрес от 29 сентября 2003г. признаны нарушающими права... фио,... фио,... фио и ее несовершеннолетнего сына... фио действия администрации адрес по не включению их в список семей граждан, пострадавших в результате наводнения в июне-июле 2002г. на территории адрес, суд обязал администрацию адрес включить их в указанный список.
Постановлением главы администрации адрес от 27 ноября 2003г. во исполнение решения Кропоткинского городского суда адрес от 29 сентября 2003г. утвержден общий список 3 (дополнительный) семей граждан адрес, лишившихся части жилья, в результате наводнения, произошедшего в июне 2002г. на территории адрес, в который включен... В.Н.
Постановлением главы администрации адрес от 11 марта 2004г. утверждены дополнительные списки пострадавших в результате стихийного бедствия, составленные на основании решений судов, в частности, дополнительный сводный список семей граждан, лишившихся части жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего в июне 2002г. на территории адрес, составленный на основании решений судов (приложение N3).
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Закона).
В целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа и в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством РФ 01 июля 2002г. принято Постановление N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа", согласно п. 1 которого определено, что оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам осуществляется из расчета сумма на одного пострадавшего, государственной помощи за частично или полностью утраченное имущество - соответственно из расчета до сумма и до сумма на семью.
Согласно п. 7 указанного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших от паводка, совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации предписано сформировать и утвердить в 2-недельный срок списки семей, лишившихся жилья и имущества, и согласовать их в части, касающейся: жилья - с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу; имущества - с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших от паводка, уточнить потребность в средствах для обеспечения жильем граждан, лишившихся его, с указанием затрат на восстановление, строительство и приобретение жилья с учетом пункта 7 настоящего Постановления, а также распределить указанные средства по субъектам Российской Федерации, пострадавшим от паводка.
В соответствии с п. 10 Постановления предоставление гражданам средств из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья осуществляется в виде безвозмездных субсидий.
Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2002 N 955-р в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне - июле 2002 г. на территории Южного федерального округа признано целесообразным, что оказание государственной помощи в восстановлении поврежденного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета из расчета до сумма на семью в зависимости от степени повреждения жилья (п. 1).
Приказом Госстроя РФ от 09.07.2002 N 130 утвержден Порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
Согласно п. 5 названного Порядка размер стоимости восстановления частично разрушенного жилья устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из фактической степени повреждения жилья, определяемой федеральной системой технической инвентаризации (ФГУП "Ростехинвентаризация" Госстроя России). При этом предельный размер субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, определен Правительством Российской Федерации из расчета до сумма на семью в зависимости от степени повреждения жилья (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.07.2002 N 955-р).
Размер субсидии устанавливается органом исполнительной власти, утверждающим списки семей граждан, лишившихся жилья или части его в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, указывается соответственно в Свидетельстве и / или реестре получателей субсидий граждан, лишившихся жилья или части его в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа, и изъявивших желание использовать предоставляемую субсидию, и является неизменным (п. 6).
Решение об использовании средств субсидии для финансирования строительства жилья подрядным способом или собственными силами или приобретения жилья принимается гражданином самостоятельно (п. 9).
Органы исполнительной власти совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации формируют и утверждают сводные списки семей, лишившихся жилья или части его в результате паводка, и согласовывают их с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Из сводного списка семей, лишившихся жилья или части его в результате паводка, орган исполнительной власти утверждает отдельные списки семей, давших согласие:
- на приобретение жилья по договору купли-продажи;
- на строительство или восстановление жилья подрядным способом;
- на строительство или восстановление жилья собственными силами (п. 12).
Выдача Свидетельств осуществляется органом исполнительной власти, утвердившим сводные списки семей, лишившихся жилья в результате паводка.
Полученное Свидетельство сдается гражданином в банк. Банк открывает блокированный счет на имя гражданина, владеющего Свидетельством на приобретение или строительство жилья подрядным способом или собственными силами, или лицевой счет (вклад "До востребования") по заявлению гражданина, включенного в списки семей граждан, лишившихся части жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, согласно приложениям N 1.5 - 1.7, на его имя.
Банк сообщает органу исполнительной власти и территориальному органу федерального казначейства об открытии именного блокированного или лицевого счета (вклад "До востребования"), номер счета, фамилию, имя и отчество его владельца.
Органы исполнительной власти представляют в органы федерального казначейства реестры получателей субсидий согласно приложению N 6 (п. 13).
На момент происшествия (июнь 2002г.) действовали утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 810 Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно п. 11 которых финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, а в случае необходимости по решению Правительства Российской Федерации - за счет государственных инвестиций, предусматриваемых в установленном порядке в федеральном бюджете (п. 11).
Ответом Минрегиона России от 27 апреля 2012г, в связи с выполнением в полном объеме всех первоочередных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия, произошедшего в июне 2002г. на территории адрес, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 01 июля 2002г. N 492,... у В.Н. в сентябре 2005г. было предложено обратиться в финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю адрес в адрес для оформления субсидии в размере сумма на восстановление частично разрушенного жилья.
Ответственность за незаконные действия (бездействие) государственных органов в соответствии со ст. 1069 ГК РФ наступает при наличии совокупности условий: подтверждения со стороны лица, требующего возмещения вреда, наличия состава правонарушения, наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между поведением причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие какого-либо одного из указанных элементов исключает возможность привлечения лица к деликтной ответственности.
Установив отсутствие факта незаконных действий (бездействия) Минстроя России и МЧС России, их должностных лиц, а также причинно-следственной связи с заявленным к возмещению вредом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований... фио На ответчиков действующим законодательством не возложена обязанность по возмещению вреда в результате действий (бездействия) администрации адрес, которые решением Кропоткинского городского суда адрес от 29 сентября 2003г. признаны нарушающими права... фио
Доводы апелляционной жалобы... фио повторяют его позицию, изложенную в исковом заявлении, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы... фио не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу... фио- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.