Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М.
при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционной жалобе фио на решение Басманного районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года, которым в редакции определения того же суда от 07 апреля 2021 года об исправлении описки постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 7 по городу Москве и Московской области, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании выдать социальную карту, произвести ежемесячную региональную социальную доплату, отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании выдать социальную карту, производить выплату ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии до уровня городского социального стандарта.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ГУ МВД России от 29.05.2020 N 1876/2020/77 ему предоставлен вид на жительство в Российской Федерации. 23.06.2020 через МФЦ района Соколиная гора города Москвы он обратился в ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии и выдаче социальной карты для проезда в общественном транспорте, но в выдаче социальной карты ему было отказано. Длительный период времени ответчики не назначали пенсию, не выдавали социальную карту, не выплачивают региональную социальную доплату к пенсии до уровня установленного в городе Москве социального стандарта в размере 20 220 руб, что, по мнению истца, является незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции истец, его представитель исковые требования поддержали, представители ответчиков возражали против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, извещенного о слушании дела, выслушав истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ДТСЗН г. Москвы по доверенности фио, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Так, в целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок).
Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (далее по тексту - региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
Из пункта 5(1) Порядка следует, что для неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве, размер региональной социальной доплаты к пенсии определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера.
Для получения региональной социальной доплаты к пенсии в указанном размере (до городского социального стандарта), Правительством Москвы пунктами 5(1).1, 5(1).2 Порядка определен ряд условий, одним из которых является регистрация пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории.
При этом пункт 7 Порядка гарантирует неработающим пенсионерам, не имеющим право на региональную социальную доплату до городского социального стандарта, назначение региональной социальной доплаты, в случае если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на соответствующий год.
Из содержания приведенных норм следует, что для перечисленных в пункте 5(1) Порядка неработающих пенсионеров региональная социальная доплата определена в большем размере, нежели установлено федеральным законодательством, и эта доплата определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктом 9 Порядка. Для пенсионеров, указанных в пункте 7 Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на текущий год, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктами 9 - 11 Порядка.
В абзаце первом и втором пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера. В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", которое принято в целях совершенствования предоставления в городе Москве государственных и иных услуг с использованием социальных карт утвержден Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, Порядок участия банков в выпуске социальной карты, размещения и обслуживания банками расчетного приложения на социальной карте и Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты.
Получателем социальных льгот является гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социальных льгот, указанных в пунктах 1.7.3 - 1.7.7 настоящего Порядка (п. 1.3.6 Порядка), держателем социальной карты - гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (далее - ЕРСЛ), а также совершеннолетний гражданин, имеющий место жительства в городе Москве, не являющийся получателем социальных льгот и получающий социальную карту по желанию (п. 1.3.7 Порядка).
В п. 1.9. Порядка предусмотрено, что в целях выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, определяющие статус граждан в качестве получателей социальных льгот, обеспечивают, в том числе с использованием информационных систем города Москвы, предоставление информации, определяющей статус каждого получателя социальных льгот в соответствии с категориями, указанными в Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты (приложение 3 к настоящему постановлению), в ЕРСЛ и своевременную актуализацию указанной информации.
Таким образом, сама по себе социальная карта города Москвы является материальным носителем определенной информации о ее держателе, и способом обеспечения доступа к получению соответствующих мер социальной поддержки.
Согласно Преамбуле Закона города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", указанный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы; его действие распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к определенным категориям (ст. 1).
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определилв принятом им Законе города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" категории граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые наряду с предусмотренными федеральным законодательством, именно жителям Москвы; такое правовое регулирование, направленное по повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан - жителей Москвы, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление конституционных прав иных лиц, не проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Управления социальной защиты населения города Москвы принимают решения о назначении и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, вопросы назначения и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, относятся к компетенции управлений социальной защиты населения города Москвы.
Судом при рассмотрении дела установлено и следует из материалов дела, что 16.06.2016 фио УФМС России по городу Москве с выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Согласно ответу ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры" от 15.06.2016 фио отказано в приеме документов на получение государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в связи с тем, что нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы не устанавливают, что лицо, которому предоставлено временное убежище, имеет право на получение социального обеспечения наравне с гражданами Российской Федерации (л.д. 13).
Решением ГУ МВД России по адрес от 29.05.2020 N 1876/2020/77 гражданину Украины фио выдан вид на жительство на основании ст. 8 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (л.д. 12).
13.08.2020 истец обратился в Аппарат Мэра и Правительства Москвы с заявлением N 3-6-168902/20, которое направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Главное управление отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области (л.д. 16).
09.09.2020 Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы фио предоставлен ответ, из которого следует, что по имеющейся информации он получателем пенсии в городе Москве не является, в связи с чем правовые основания для рассмотрения вопроса о предоставлении РСД к пенсии отсутствуют. Также истцу разъяснено, что в городе Москве право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, реализуемое на основании социальной карты, установлено пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющим место жительства в городе Москве (Закон города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", постановление Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве". В связи с тем, что фио на указанный период получателем пенсии не являлся, истцу сообщено, что предоставление права на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте у него отсутствует (л.д. 17).
09.09.2020 из Главного Управления Пенсионного фонда Республики Украина в Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области посредствам почтовой связи поступило пенсионное (выплатное) дело фио
Решением от 17.09.2020 истцу с 01.12.2019 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 13 064 руб. 88 коп.
С 01.01.2020 с учетом текущей индексации страховая пенсия по старости фио составляет 13 927 руб, в том числе: 5 686, 25 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии; 8 241, 10 руб. - размер страховой пенсии.
26.02.2021 фио выдана социальная карта.
Также судом установлено, в том числе из пояснения истца, что с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии в Управление социальной защиты населения города Москвы по месту своего жительства (пребывания) либо через МФЦ истец не обращался.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для обязания ответчиков Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 7 по городу Москве и Московской области, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы выдать истцу социальную карту, назначить и производить выплату ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии не имеется, исходя из того, что ответчики не имеют полномочий по принятию решений о назначении и выплате неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, предоставлению мер социальной поддержки, возложенных в данном случае на управление социальной защиты населения города Москвы, в связи с чем иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, при этом с соответствующим заявлением в управление социальной защиты населения г. Москвы истец не обращался и исковых требований к нему не заявил.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, как заявленных к ненадлежащим ответчиком, суд правильно сослался на абзац первый пункта 13 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, которым предусмотрено, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам региональная социальная доплата назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования, заявленные к Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 7 по городу Москве и Московской области, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы удовлетворены быть не могут.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27 октября 2015 года N 2372-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, к кому предъявлять иск и в каком объеме требовать от суда защиты. Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска. Таким образом, положения статьи 41 ГПК Российской Федерации направлены на обеспечение принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве.
Как следует из материалов дела, истец не заявлял ходатайств о замене ненадлежащих ответчиков надлежащим, в связи с чем суд разрешилдело по тому иску, который предъявлен истцом, и в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Кроме того, судом учтено, что 26.02.2021 истцу выдана социальная карта; размер пенсии истца превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленного законом города Москвы, а условия для назначения на региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта не соблюдены в связи с отсутствием регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет, потому оснований полагать права истца нарушенными по приведенным в иске основаниям не имеется.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на неправильное толкование норм материального и процессуального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, не содержат новых обстоятельств, не проверенных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.