Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Шидаковой Р.Х, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7387/2020 по иску Выросткова фио к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) о восстановлении права на получение компенсационной выплаты
по апелляционной жалобе РСА в лице адрес "ВСК" на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24 декабря 2020 года, заслушав доклад судьи фио, выслушав представителя РСА по доверенности Жидких В.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, установила:
фио М.С. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением к РСА о восстановлении права на получение компенсационной выплаты, обязанность по осуществлению которой перешло к РСА после отзыва лицензии у АО СО "ЯКОРЬ", в которой причинитель вреда застраховал свою ответственность по договору ОСАГО, истец лишен возможности реализовать права потерпевшего от ДТП на возмещение вреда из-за того, что ответчик потребовал представления пакета документов, которым уже располагал.
Представитель РСА полагал иск необоснованным.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 24 декабря 2020 года иск удовлетворен, в пользу Выросткова М.С. с РСА взыскана компенсационная выплата в размере сумма, расходы на оценку - сумма, штраф в размере сумма, неустойка в размере сумма, расходы на оплату услуг представителя - сумма, расходы на оформление доверенности - сумма, расходы по оплате государственной пошлины - сумма, кроме того, в пользу ООО "СТЭНО" с РСА взысканы расходы на судебную экспертизу в размере сумма.
В апелляционной жалобе РСА ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя РСА, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судом применительно к нормам статей 1, 12, 16.1, 18, 19, 20 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено и подтверждается материалами дела, что фио М.С. стал потерпевшим от ДТП, совершенного 23 октября 2017 года по вине фио, управлявшего автомобилем марка автомобиля, регистрационный знак ТС, гражданско-правовая ответственность которого была застрахована по договору ОСАГО в АО СО "ЯКОРЬ".
В результате указанного страхового случая был поврежден автомобиль истца марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС.
Приказом ЦБ России от 2 ноября 2018 года у АО СО "ЯКОРЬ" отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.
14 октября 2019 года истец обратился в РСА за компенсационной выплатой, в которой ему было отказано, поскольку, по мнению РСА, фио предоставлены не все документы, которых предусмотренные законом для решения вопроса об указанной выплаты.
В досудебном порядке спор между сторонами не урегулирован.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о соблюдении истцом требований закона о представлении документов, предусмотренных пунктом 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, необходимых для получения компенсационной выплаты.
В соответствии с названной нормой права потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает в обязательном порядке к заявлению следующие документы, в том числе подтверждающие факт наступления страхового случая:
заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
Кроме того, данной нормой права предусмотрено, что потерпевший представляет иные документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и (или) 4.13 настоящих Правил (в зависимости от вида причиненного вреда).
При этом страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 4.19 названных Правил страховщик вправе самостоятельно запрашивать органы и организации в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, о предоставлении документов, предусмотренных пунктами 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7, 4.13 и 4.18 настоящих Правил. Страховщик вправе запрашивать предоставление только тех документов, которые необходимы для решения вопроса о страховом возмещении с учетом характера ущерба, причиненного конкретному потерпевшему. Страховщик вправе принять решение о страховом возмещении в случае непредставления каких-либо из указанных в настоящих Правилах документов, если их отсутствие не повлияет на определение размера страхового возмещения.
Документы и заключения, необходимые для решения вопроса о выплате страховых сумм по договору обязательного страхования, предоставляются по запросам страховщика бесплатно.
Судебная коллегия с выводами суда согласилась, поскольку оснований для иной оценки доказательств по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по данному делу.
В апелляционной жалобе заявитель продолжает настаивать на неполном представлении истцом пакета документов, отсутствии оснований для взыскания штрафа, судебных расходов, нарушении баланса интересов сторон, с чем суд апелляционной инстанции не согласился.
По смыслу статьи 401 Гражданского кодекса РФ каждый должен доказать исполнение своих обязанностей, нарушение которых ему ставится в вину. При этом в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагается, что волеизъявление сторон спорных правоотношений не было направлено на причинение вреда друг другу и на нарушение закона.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" даны разъяснения о том, что двадцатидневный срок для принятия страховой организацией решения по заявлению потерпевшего о страховой выплате исчисляется со дня представления документов, предусмотренных пунктом 3.10 Правил.
Страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные Правилами (абзац седьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховой выплате или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и/или неправильно оформленных документов (абзац пятый пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Из материалов дела усматривается, что в строгом соответствии с приведенными законоположениями спор разрешен судом на основании тех же представленных истцом документов, которые ранее им были представлены РСА в подтверждение своего права на получение компенсационной выплаты, из чего, таким образом,, следует, что ответчик в досудебном порядке не лишен был возможности подтвердить факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению вреда.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают, что при решении вопроса о компенсационной выплате на РСА, как на орган по досудебному урегулированию спора, возложена предусмотренная статьей 3 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанность по реализации одного из основных принципов обязательного страхования, а именно: гарантии возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.
При рассмотрении такого спора РСА наделен правом проверять достоверность представленных потерпевшим документов, если они вызывают сомнение, в том числе путем направления соответствующих запросов, в данном случае, если у РСА вызвали сомнение копии удостоверения личности Выросткова М.С, копия доверенности его представителя, протокол по делу об административном правонарушении, копии документов, подтверждающие право собственности на транспортное средство, РСА не лишен был возможности направить соответствующие запросы.
РСА, уклонившись от исполнения своих обязанностей органа по досудебному урегулированию спора, не дал оценки достаточности указанных документов для целей установления имеющих значение обстоятельств, связанных с определением характера причиненного истцу вреда, наличия причинно-следственной связи вреда с ДТП, определения размера вреда.
Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 32-КГ14-17).
В силу пункта 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Однако доказательств исполнения возложенных на него названными нормами материального права обязанностей РСА не представлено.
При таком положении судебная коллегия, установив факт злоупотребления РСА своими правами на стадии досудебного урегулирования спора, пришла к выводу о том, что суд обоснованно признал права Выросткова М.С. нарушенными и удовлетворил иск.
Доводы жалобы в целом носят формальный характер, потому как в ней заявитель полагает незаконным взыскание штрафа, судебных расходов, не отрицая факты, согласно которым в добровольном порядке требования истца не были удовлетворены РСА, что явилось причиной понесенных истцом судебных расходов.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.