Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Мошечкова А.И, Зельхарняевой А.И, при помощнике Патове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-2768/20 по апелляционной жалобе Покусаевой Е.А. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 5 августа 2020 г, которым постановлено:
Признать не соответствующими действительности, порочащими честь достоинство и деловую репутацию сведения, распространённые в письме в адрес директора ФСБ РФ 29 апреля 2019 г. условный номер 20190428160858.
Обязать Покусаеву Е.А. сделать опровержения сведений содержащихся в письме директору ФСБ РФ от 29 апреля 2019 г. тем же способом, которые были распространены путем направления соответствующего обращения.
Взыскать с Покусаевой Е.А. в пользу Покусаева А.М. компенсацию морального вреда 500 рублей государственную пошлину 300 рублей.
В остальной части искомых требований отказать, УСТАНОВИЛА:
Покусаев А.М. обратился в суд с иском к Покусаевой Е.А. и просил признать не соответствующими действительности, порочащими честь достоинство и деловую репутацию, сведения, распространенные ответчиком в письме в адрес Директора ФСБ 29.04.2019 условный номер ***, признать не соответствующими действительности сведения, распространённые в письме директору ФСБ от 19.11.2019, обязать ответчика сделать опровержение сведений, содержащихся в письме директору ФСБ РФ от 29.04.2019 тем же способом, которые были распространены, путем направления соответствующего обращения, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб, мотивируя требования тем, что 29.04.2019 в адрес директора ФСБ РФ поступило письмо условный номер *** от ответчика Покусаевой Е.А, в котором ответчик указала, что истец регулярно ведет себя агрессивно, оскорбляет ее, называет ее "мразью", указала, что истец ограничивает свободу передвижения ответчика, хватает ее за руки и создает ситуации, угрожающие ее жизни и здоровью, психологическому состоянию детей, ответчик сообщила в письме факты, которые не имели место быть, но и высказала негативную информацию об истце, его личных моральных качествах в форме утверждения, о том, что действия истца являются опасными, наносят вред и здоровью жизни ответчика, является агрессивным и неэтичным, помимо распространенных сведений ответчик направляет истцу неэтичные, оскорбительные уничижающие его достоинство СМС сообщения. Вышеуказанные обстоятельства нарушают права истца, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя по доверенности, который исковые требования поддержал, по доводам изложенным в иске, настаивал на удовлетворении.
Ответчик и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
Покусаева Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2019 г. в 16 часов 08 минут через сайт электронной приемной было направлено письмо, зарегистрированное под условным номером ***, заявителем которого указана Покусаева Е.А, телефон +***, социальное положение безработный, место события г. Москва, адрес электронной почты ***.
В вышеуказанном письме указано, что "Я, Покусаева Е.А, считаю нужным сообщить о регулярном агрессивном поведении, запугивании меня моим бывшим супругом Покусаевым А.М, проходящим службу по контракту в В/Ч 2320 в присутствии двух наших несовершеннолетних детей, используя ненормативную лексику "я тебя счас (нецензурное слово, синоним - врежу). Хватает за руки, толкает, оскорбляет человеческое достоинство, называя меня мразью (и другие синонимы этого слова), запугивает выселением из квартиры, купленной в браке с частичным использованием военной ипотеки, считая это основанием для подобного обращения и поведения, называя меня "никем" (пустым местом), беспомощной "нецензурное слово" и что я ничего не смогу сделать, цитирую "... ну давай (нецензурное слово - иди) сделай, посмотрим, что у тебя получится". Считаю данное поведение по отношению ко мне в присутствии двух несовершеннолетних детей опасным, учитывая факт совместного проживания после развода (23 февраля 2019 года). Вышеописанные примеры неадекватного поведения учащаются. Ждать фактов нанесения телесных повреждений, которые можно использовать для подтверждения его противоправных действий считаю опасным, я переживаю за психическое состояние детей, за свое здоровье и жизнь во время и после этих событий. Учитывая то, что все вышеперечисленные действия происходят за закрытыми дверьми квартиры, в которой мы проживаем, нет возможности представить доказательства, поскольку свидетелями являются только несовершеннолетние дети (2 года и 9 лет). За пределами квартиры ведет себя совершенно по-другому. Прошу принять любые возможные меры для прекращения подобного поведения, угрожающему моему здоровью, жизни, психологическому благополучию детей."
19 ноября 2019 г. через сайт электронной приемной было направлено письмо, зарегистрированное под условным номером ***, заявителем которого указана Покусаева Е.А, телефон +***, социальное положение безработный, место события г. Москва, адрес электронной почты ***.
В вышеуказанном письме указано, что "Я, Покусаева Е.А, вынуждена обратится с жалобой на Покусаева А.М. *** г..р, находящегося в звании подполковника и проходящего службу в в/ч 2320, относящейся к органам ФСБ. 17.11.2019 Покусаев А.М. пришел к детям с визитом после длительного отсутствия в г..Москве ввиду занятости по службе. Пробыв с детьми некоторое время совместно с Покусаевым А.М, я отлучилась по своим делам, оставив детей с отцом. В 14:58 по московскому времени Покусаев А.М. позвонил мне со следующим посылом "Если ты не вернешься домой через 20 минут, я оставляю детей дома одних, ухожу из квартиры и звоню в полицию, чтобы сообщить о том, что ты оставила детей одних". На данное сообщение в течении 3 мин 4 сек (длительность разговора) пыталась донести до Покусаева А.М, то, что он является таким же законным представителем детей, как и я, их мать. И до решения суда о порядке общения с детьми он несет такую же ответственность за жизнь и здоровье детей, как и я. И в мое отсутствие он не имеет права оставлять детей дома одних без присмотра, особенно учитывая то, что младший из них (3 года) спит, а старший является свидетелем нашего телефонного разговора (ребенку 10 лет и он вполне может отдавать себе отчет об услышанном), кроме того после разговора с Покусаевым А.М. я имела беседу с сыном по телефону как раз на предмет того, что отец намерено пытается оставить детей одних и угрожает матери вызовом полиции после совершения данного действия. Так же есть свидетели в лице соседей, которые тоже знали, что дома именно отец находится с детьми, что так же обсуждалось в телефонным разговорах с соседями (17.11.2019 к 14:01, 17.11.2019 в 15:17, 17.11.2019 в 15:28, 17.11.2019 в 15:52). Ребенок в разговоре сказал мне, что все слышал (разговор от 17.11.2019 в 15:12 продолжительностью 1 мин 19 сек). При необходимость факт и содержание данных телефонных разговоров можно подтвердить у оператора "Теле2".
Опасаюсь за жизнь, здоровье и психологическое состояние двух наших несовершеннолетних детей, я вернулась домой, где Покусаев А.М. сказал, что будет так и впредь, аргументировав это тем, что занят на службе. Считаю недопустимым пренебрегать своими родительскими обязанностями, ссылаясь на службу и срочные вызовы в то время, и угрожать тем, что оставит детей одних и позвонит в полицию и представит факты событий иначе. Более того, отец совершает данные телефонные разговоры в присутствии детей. При этом добавляет, что жалобы отправленные ему на работу не будут иметь никакой силы, поскольку он сам будет отвечать на них, как якобы сделал это на мое предыдущее обращение 28.04.2019".
Ответчиком в материалы дела представлены возражения, в которых она указывает, что с указанными требованиями не согласна, указала, что после расторжения брака, истец стал проявлять к ответчику неприязненные отношения, стал применять угрозы относительно выселения из совместно нажитой квартиры, аргументируя тем, что квартира зарегистрирована на его имя, оказывал на ответчика психологическое давление, оскорблял, применял грубую физическую силу. Поскольку данные обстоятельства происходили в пределах квартиры, где проживает ответчик и несовершеннолетние дети, ответчик пыталась защитить себя от подобных посягательств в ее адрес со стороны истца и обратилась с официальным обращением в государственные органы, чтобы они оказали содействие в данной ситуации. Так как на теле ответчика не оставалось следов побоев, ответчик не имела возможности обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Данное заявление было направлено в рамках предупреждения противоправных действий со стороны истца в отношении ответчика. В данных обращениях ответчик описала обстоятельства, которые происходили регулярно и указанное поведение со стороны истца, имело место быть. Ответчик ссылается, что в обращениях не указывала недостоверной информации и не искажала факты происходящего. После рассмотрения обращений, данные действия со стороны истца больше не происходили. Обращения ответчика были направлены через официальный сайт ФСБ РФ, где указано, что вся информация носит конфиденциальный характер, следовательно, не подлежит огласке. Факт достоверности сведений, указанных в заявлении ответчика, относительно поведения истца, подтверждается показаниями сына Елисея, которые отражены в заключении психологического обследования, проведенном в Государственном автономном учреждении Астраханской области "Многофункциональным социальный центр "СОДЕЙСТВИЕ".
Ответчиком вышеуказанное заключение в материалы дела не предоставлено.
Истцом в подтверждение своих доводов представлено заключение специалиста NЯн489/01/20, подготовленное ООО "Межрегиональный центр экспертизы и оценки".
Как следует из заключения специалиста NЯн489/01/20 ООО "Межрегиональный центр экспертизы и оценки" в представленном на исследование тексте сообщения содержится негативная информация о Покусаеве А.М, о его личных моральных качествах. Данная информация о Покусаеве А.С. выражена в форме утверждения о фактах и событиях, в форме оценочного суждения и содержится в следующих высказываниях. В форме утверждения о фактах и событиях "Хватает за руки, толкает, ограничивает свободу передвижения, оказывает психологическое давление, оскорбляет человеческое достоинство, называя меня мразью (и другие синонимы этого слова), запугивает выселением из квартиры. В форме оценочного суждения "неадекватное поведение".
Х одатайств о назначении судебной экспертизы ответчиком не заявлено.
Оценив собранные по делу доказательства, районный суд принял во внимание высказывания ответчика на основании оценки NЯн489/01/20, проведенной ООО "***", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично в силу того, что текст письма в адрес Директора ФСБ 29.04.2019 условный номер 20190428160858, распространенный ответчиком, содержит сведения о фактах, в частности, о допущенных истцом нарушениях в виде фразы: "Хватает за руки, толкает, ограничивает свободу передвижения, оказывает психологическое давление, оскорбляет человеческое достоинство, называя меня мразью (и другие синонимы этого слова), запугивает выселением из квартиры. А так же высказывания в форме оценочного суждения "неадекватное поведение". Поскольку доказательств соответствия действительности распространенных сведений ответчиком не предоставлено, районный суд пришел к выводу, что изложенные в оспариваемом письме от 29.04.2019 условный номер 20190428160858 сведения формируют у лиц, ознакомившихся с ним, негативное мнение об истце, как о личности и сотруднике, что, безусловно, порочит честь и достоинство истца.
Доводы ответчика о том, что обращения были направлены через официальный сайт ФСБ РФ, где указано, что вся информация носит конфиденциальный характер, следовательно, не подлежит огласке, районный суд отклонил, поскольку ответчик в своем обращении просила провести проверку по изложенным фактам, то есть распространить указанные сведения неопределённому кругу лиц, которые данную проверку будут осуществлять. Направляя работодателю письмо с указанием недостоверных сведений, ответчик причинила моральный вред истцу.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции признал не соответствующими действительности, порочащими честь достоинство и деловую репутацию сведения, распространённые в письме в адрес директора ФСБ РФ 29 апреля 2019 г. условный номер ***, а также обязал ответчика опровергнуть сведения, содержащиеся в письме.
Одновременно, суд взыскал с ответчика Покусаевой Е.А. в пользу истца Покусаева А.М. в соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсацию морального вреда в размере 500 руб, судебные расходы.
В остальной части исковых требований суд отказал.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, поскольку были неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неверно применены нормы права.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, ст. 152 ГК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005, бремя доказывания факта распространения ответчиком порочащей информации возложена на истца.
Из представленных в дело доказательств, в частности, справки выданной заместителем командира подразделения ВЧ N 2320 Замотиным А.Б. следует, что по факту обращений Покусаевой Е.А, размещенных на официальном портале ФСБ России 02.05.2019 и 18.11.2019, проводилось служебное разбирательство. В результате данного разбирательства установлено, что Покусаева Е.А. материалов доказательной базы, подтверждающих ее жалобы, не имеет. В ходе телефонного разговора с непосредственным начальником Покусаева А.М, Покусаева Е.А. никаких требований не предъявляла, от личной встречи отказалась (л.д. 78).
В соответствии с чч. 1 и 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом (п. 1).
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 23, 29 и 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
Как разъяснено в п. 10 этого же постановления Пленума, в случае, когда гражданин обращается в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.
Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (пп. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ).
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что обращение гражданина в органы государственной власти, в правоохранительные органы по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения автора оказались ошибочными.
Таким образом, информация, изложенная в письме в адрес директора ФСБ РФ 29 апреля 2019 г. условный номер 20190428160858, не является распространением сведений.
Высказывания, которые суд посчитал нарушениями по смыслу ст. 152 ГК РФ, являются выражениями субъективного, оценочного мнения ответчика относительно поведения истца в быту, и не могут быть им опровергнуты, учитывая ни кем не отрицаемый факт конфликта между бывшими супругами.
Факт злоупотребления ответчиком правом на свободу слова и свободу обращения в государственные органы не установлен, равно как и то, что целью обращения ответчика к Директору ФСБ являлось не устранение нарушений и недостатков в поведении истца в семейной жизни, а причинение ему вреда.
Таким образом, изложенные ответчиком Покусаевой Е.А. сведения в письме в адрес директора ФСБ РФ 29 апреля 2019 г. условный номер 20190428160858 не могут считаться распространенными, не являются утверждением о фактах, не подлежат опровержению, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что истец не доказал, что ответчик распространил в отношении него порочащую честь и достоинство информацию, основания для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 5 августа 2020 г. отменить в части удовлетворенных требований.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Покусаева А.М. к Покусаевой Е.А. о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.