Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Казаковой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет, обязании включить период службы в льготном исчислении, обязать произвести перерасчет выслуги лет - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец *** обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет в органах Наркоконтроля Российской Федерации, обязании включить период службы в льготном исчислении, обязать произвести перерасчет выслуги лет.
В обосновании требований указывает, что с 01.09.1999г. по 23.06.2004 проходил службу в органах внутренних дел, с 24.06.2004 по 04.05.2016 - в ФСКН России, и с учетом льготного исчисления стажа службы в должностях органов наркоконтроля был уволен со службы с выслугой лет для назначения пенсии 20 лет 10 месяцев 03 дня, в связи с чем в период с 05.06.2016 по 28.02.2018 являлся получателем пенсии, как лицо уволенное со службы в органах наркоконтроля. С 01.03.2018 *** проходил службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, приказом от 22.10.2019 уволен со службы по п.4 ч.2 ст.82 N 342 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, стаж пенсии в льготном исчислении составляет 22 года 5 месяцев 18 дней.
22 октября 2019 г. истец обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, однако заявление и материалы пенсионного дела были истцу возвращены, а в назначении пенсии отказано, в связи с тем, что в период службы истца в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН) может быть засчитан истцу в календарном исчислении на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, в связи с чем стаж службы для назначения пенсии составил менее 20 лет, основания для назначения пенсии ***, как лицу, уволенному со службы Росгвардии отсутствуют.
Истец полагает, что ответчиками необоснованно не включен в расчет льготного стажа период работы истца в ФСКН с 23.06.2004 по 04.05.2016, а именно указанный период не был рассчитан ответчиком в льготном исчислении, а в календарном, полагает отказ в перерасчете выслуги лет является незаконным, что и явилось поводом обращения в суд с иском.
В суде представитель истца Оборина И.Г. исковые требования поддержала; представитель ответчика МВД России по доверенности Метелева Н.Н. против удовлетворения иска возражала.
Представитель ГУ МВД России по г.Санкт-Петербург и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен, с учетом представленных возражений, просил суд в иске истцу отказать.
Представители третьего лица Росгвардии по доверенности Кондратьев И.Н, Ефременко О.А. в суде полагала, что иск подлежит удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, в апелляционной жалобе *** считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, *** ссылается на то, что Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 г. N 254, действовали в период его службы в ФСКН РФ по Свердловской области и данными Правилами предусмотрен расчет выслуги лет в льготном исчислении, на основании данных Правил был произведен расчет его выслуги лет при увольнении из УФСКН в 2016 г. и установлено право на пенсию.
Проверив материалы дела, выслушав истца ***, представителя МВД России по доверенности Милюкова С.В, возражавшего в удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, представителя третьего лица Шиленко В.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Лица, указанные в статье 1 Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на службе в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона N 4468-1).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что *** с 01.09.1999 по 23.06.2004 проходил службу в органах внутренних дел, с 24.06.2004 по 04.05.2016 в ФСКН России, с учетом льготного исчисления стажа службы в ФСКН истец был уволен со службы ФСКН с выслугой лет для назначения пенсии - в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 03 дня (л.д.27).
После увольнения из органов ФСКН истцу была назначена и выплачивалась пенсия по линии МВД России с 05.05.2016 по 28.02.2018, как лицу уволенному со службы в органах наркоконтроля, выплата пенсии в связи с поступлением на службу прекращена с 01.03.2018 в связи с поступлением истца на службу в Росгвардию.
Приказом N97дсп-л/с от 20.02.2018 истец был принят на службу с 22.02.2018 на должность начальника отдела собственной безопасности Северо-западного округа войск Росгвардии.
Приказом N820деп-л/с от 22.10.2019 *** был уволен со службы из Росгвардии в отставку по п.4 ч.2 ст.82 N 342 ФЗ.
22 октября 2019 *** обратился в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, как уволенному из Росгвардии, с учетом льготного расчета выслуги лет в органах ФСКН и службы в Росгвардии с учетом оклада по занимаемой должности, однако заявление и материалы пенсионного дела были истцу возвращены, в назначении пенсии отказано, поскольку период службы истца в ФСКН с 23.06.2004 по 04.05.2016 может быть засчитана только в календарном исчислении на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, стаж службы для назначения пенсии *** составил менее 20 лет, соответственно, основания к назначению пенсии отсутствуют.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при исчислении выслуги лет в системе МВД РФ ему не зачтена выслуга лет при увольнении из системы ФСКН РФ в льготном исчислении, в назначении льготной пенсии отказано, с разъяснением, что за истцом сохраняется право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет, как сотруднику, уволенному из ФСКН.
Как следует из ответа ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13 января 2020 N69/119, в соответствии с П остановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии РФ, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должности стажера), засчитывается в календарном исчислении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя.
Устанавливая исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренней службы и в иных правоохранительных органов правила исчисления выслуги лет сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.
В соответствии со статьями 1 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца при службе: в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 15 ноября 1988 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 016 утвержден Перечень подразделений внутренних войск, органов внутренних дел и должностей, служба в которых, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно Правилам исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 г. N 254), регулирующим порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям и предусматривающие льготное исчисление некоторых периодов службы из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.
Зачисление периодов службы в календарном и льготном исчислении в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регламентировано Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем 20 пункта 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава /в том числе в должностях стажеров/. Исчисление иных периодов службы в льготном исчислении регламентировано другими пунктами указанного Постановления.
Таким образом, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области стаж работы истца в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в период с 24.06.2004 по 04.05.2016 правомерно исчислен для назначения пенсии в календарном исчислении, при отсутствии стажа службы для назначения льготной пенсии более 20 лет, *** как лицу, уволенному со службы в Росгвардии отказано в признании права на льготное исчисление выслуги лет и перерасчете выслуги лет, с разъяснением права обращения в пенсионный орган по месту жительства для возобновлении выплаты пенсии в соответствии с положениями Закона РФ N4468-1.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушений прав истца на пенсию за выслугу лет ответчиками, в том числе ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области при исчислении выслуги лет спорного периода в календарном исчислении не допущено. Суд верно отметил, что положения Постановления Правительства РФ N 254 от 28.05.2004 г. устанавливают льготные условия включения времени службы в выслугу лет для назначения пенсии, исключительно уволенным со службы сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, что при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", которое, по мнению истца, дополняет указанное постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку действие постановления Правительства РФ от 28.05.2004 года N 254 распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
Указанный вывод суда подтверждается пунктом 3 выше указанного постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 254, согласно которому реализация мероприятий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 N АКПИ-16-287.
Учитывая, что иная оценка истцом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта, правовых оснований для отмены либо изменения оспариваемого по делу решения в данной части судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют основания его требований, изложенных в иске, были предметом исследования суда, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ***- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.