Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Волгине Г.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 16 февраля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований *** к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец *** обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 14.08.2020 года, включить в общий страховой стаж периоды: с 17.02.2007 г. по 31.03.2007 г, с 01.12.2009 г. по 03.12.2009 г, с 15.04.2010 г. по 19.04.2010 г, с 04.05.2010 г. по 08.05.2010 г, с 18.06.2010 г. по 23.06.2010 г, с 02.07.2010 г. по 12.07.2010 г, с 07.10.2010 г. по 18.10.2010 г, с 15.02.2010 г. по 18.02.2010 г, с 02.10.2018 г. по 31.12.2018 г, с 20.11.1989 г. по 16.07.1990 г, с 30.05.1992 г. по 01.03.1994 г, с 01.03.1994 г. по 23.05.1994 г, и в стаж на соответствующих видах работ периоды: с 09.04.2015 г. по 09.04.2015 г, с 14.04.2015 г. по 14.04.2015 г, с 16.04.2015 г, по 16.04.2015 г, с 20.04.2015 г. по 20.04.2015 г, с 22.04.2015 г. по 22.04.2015 г, с 24.04.2015 г. по 24.04.2015 г, с 27.04.2015 г. по 30.04.2015 г, с 19.10.2015 г. по 20.10.2015 г, с 26.10.2015 г. по 26.10.2015 г, с 29.01.2018 г. по 02.02.2018 г, с 05.02.2018 г. по 09.02.2018 г, с 02.07.2018 г. по 03.07.2018 г, с 24.03.2020 г. по 26.03.2020 г, с 25.02.2019 г. по 25.02.2019 г, с 20.02.2020 г. по 20.02.2020 г, с 17.02.2007 г. по 31.03.2007 г, с 01.12.2009 г. по 03.12.2009 г, с 15.04.2010 г. по 19.04.2010 г, с 04.05.2010 г. по 08.05.2010 г, с 18.06.2010 г. по 23.06.2010 г, с 02.07.2010 г. по 12.07.2010 г, с 07.10.2010 г. по 18.10.2010 г, с 15.02.2010 г. по 18.02.2010 г, с 02.10.2018 г. по 31.12.2018 г, с 20.11.1989 г. по 16.07.1990 г, с 30.05.1992 г. по 01.03.1994 г, с 01.03.1994 г. по 23.05.1994 г, и назначить досрочную пенсию по старости с применением ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 34 Федерального закона РСФСР от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 52 лет с 03 июня 2020 года.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проживал и был прописан с
12.10.1995 года по 07.12.1998 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом, отказ ответчика в назначении досрочной пенсии со ссылкой на выполнении им работы в спорный период в городе Москве, полагает незаконным.
Представитель истца в суде исковые требования с учетом их уточнений поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела, просил в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ***
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца Коваленко О.Е, возражения представителя ответчика Терешкиной К.А, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия, предусмотренная пунктом 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 постановления правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
В силу действующего законодательства, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" поименованы граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Примечанию к ст. 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ***, *** года рождения, 13.05.2020 года обратился в ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области с заилением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа N921052/20 от 14.08.2020 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 34 Закона РСФСР от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации" в связи с тем, что на дату обращения 13.05.2020 г. *** не достиг общеустановленного возраста для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ-400 с применением ст. 34 закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из решения пенсионного органа, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истец может обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости по достижении 54 лет, поскольку в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 истцу включены периоды работы общей продолжительностью 12 лет 09 месяцев 03 дня, при требуемом льготном стаже не менее 12 лет и 06 месяцев, и страховой стаж истца более 29 лет по выписке ИЛС.
В вышеуказанный стаж пенсионным органом не были включены периоды работы истца: с 09.04.2015 г. по 09.04.2015 г, с 14.04.2015 г. по 14.04.2015 г, с 16.04.2015 г, по 16.04.2015 г, с 20.04.2015 г. по 20.04.2015 г, с 22.04.2015 г. по 22.04.2015 г, с 24.04.2015 г. по 24.04.2015 г, с 27.04.2015 г. по 30.04.2015 г, с 19.10.2015 г. по 20.10.2015 г, с 26.10.2015 г. по 26.10.2015 г, с 29.01.2018г. по 02.02.2018 г, с 05.02.2018 г. по 09.02.2018 г, с 02.07.2018 г. по 03.07.2018 г, с 24.03.2020 г. по 26.03.2020 г. - курсы повышения квалификации, с 25.02.2019 г. по 25.02.2019 г, с 20.02.2020 г. по 20.02.2020 г. - медицинский осмотр.
В общий страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, не включены периоды работы ***: с 17.02.2007 г. по 31.03.2007 г, с 01.12.2009 г. по 03.12.2009 г, с 15.04.2010 г. по 19.04.2010 г, с 04.05.2010 г. по 08.05.2010 г, с 18.06.2010 г. по 23.06.2010 г, с 02.07.2010 г. по 12.07.2010 г, с 07.10.2010 г. по 18.10.2010 г, с 15.02.2010 г. по 18.02.2010 г, с 02.10.2018 г. по 31.12.2018 г. - в должности слесаря аварийно-восстановительных работ в АО "Мосводоканал" (данные периоды могут быть учтены в случае предоставления индивидуальных сведений лицевого счета с указанием кода особых условий труда и ставки), с 20.11.1989 г. по 16.07.1990 г. - в должности водителя в кооперативе "Сантехник", так как отсутствует подпись и должность ответственного лица, заверяющая запись об увольнении, с 30.05.1992 г. по 01.03.1994 г. - в должности водителя в Горноопторг, так как отсутствует запись ответственного лица, заверяющая запись об увольнении, с 01.03.1994 г. по 23.05.1994 г. - в должности водителя в Коопунивермаг, так как наименование при приеме на работу ("Коопунивермаг") не соответствует печати, заверяющей запись об увольнении (Райпотребсоюз"), с 01.01.2002 г. по 08.01.2002 г. - отпуск без сохранения заработной платы, так как в этот период не производилось отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Принимая во внимание то обстоятельство, что стороной истца не было представлено каких либо доказательств, подтверждающих его работу в вышеуказанные периоды, кроме того, в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о спорных периодах отсутствуют, а также полная занятость по специальному стажу в должностях, предусмотренных списком, дающим право на досрочное назначение пенсии истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено, то отказ в иске о включении спорных периодов работы: с 17.02.2007 г. по 31.03.2007 г, с 01.12.2009 г. по 03.12.2009 г, с 15.04.2010 г. по 19.04.2010 г, с 04.05.2010 г. по 08.05.2010 г, с 18.06.2010 г. по 23.06.2010 г, с 02.07.2010 г. по 12.07.2010 г, с 07.10.2010 г. по 18.10.2010 г, с 15.02.2010 г. по 18.02.2010 г, с 02.10.2018 г. по 31.12.2018 г, с 20.11.1989 г. по 16.07.1990 г, с 30.05.1992 г. по 01.03.1994 г, с 01.03.1994 г. по 23.05.1994 г. в общий страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, сделан судом верно.
Кроме того, не было представлено суду доказательств, что в периоды с 09.04.2015 г. по 09.04.2015 г, с 14.04.2015 г. по 14.04.2015 г, с 16.04.2015 г, по 16.04.2015 г, с 20.04.2015 г. по 20.04.2015 г, с 22.04.2015 г. по 22.04.2015 г, с 24.04.2015 г. по 24.04.2015 г, с 27.04.2015 г. по 30.04.2015 г, с 19.10.2015 г. по 20.10.2015 г, с 26.10.2015 г. по 26.10.2015 г, с 29.01.2018 г. по 02.02.2018 г, с 05.02.2018 г. по 09.02.2018 г, с 02.07.2018 г. по 03.07.2018 г, с 24.03.2020 г. по 26.03.2020 г. *** направлялся на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя (приказы, распоряжения и др.), а также проходил обучение на курсах повышения квалификации (свидетельства, сертификаты и др.), вывод суда в названной части сделан судом верно.
Что касается периодов прохождения медицинских осмотров истцом с 25.02.2019 г. по 25.02.2019 г, с 20.02.2020 г. по 20.02.2020 г, суд верно исходил из того, что правилами исчисления периодов работы, дающих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30, 32 ФЗ-400, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, спорные периоды не подлежат включению в подсчет специального стажа истца.
Таким образом, основания для оценки его пенсионных прав по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях", отсутствуют и право на досрочную пенсию у истца по данному основанию на момент его обращения в пенсионный орган 13.05.2020 в силу недостижения возраста 55 лет (обратился в 52 года) не наступило, вывод суда в названной части судом сделан верно.
Разрешая спор, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ приведены в решении, и исходил из того, что для выхода на пенсию досрочно по достижении возраста с 52 лет, требуемый страховой стаж у истца отсутствовал, представленные суду истцом дополнительные документы о стаже в пенсионном органе отсутствовали, ответчик в своем решении указал, что при наличии дополнительного подтверждения данные периоды могут быть включены истцу при определении его права на досрочную пенсию.
Как установлено судом, истец в периоды: с 04.05.1989 г. по 20.08.1990 г, с 04.02.1991 г. по 11.10.1995 г. - проживал и работал в с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области, то есть общая продолжительность работы и проживания на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 05 лет 11 месяцев 25 дней.
Согласно справке от 19.06.2020 г. N 986 представленной суду, истец был зарегистрирован и проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 04.05.1989 г. по 20.08.1990 г, с 04.02.1991 г. по 11.10.1995 г.
В соответствии с трудовой книжкой AT - IV N 4402824, выданной на имя *** в период с 12.10.1995 г. по 07.12.1998 г, истец работал в АОХЗТ "Радо" в должности водителя в города Москвы, что также прослеживается из выписки из индивидуального лицевого счета о постоянной работе в спорный период на предприятии города Москвы, в связи с чем, при подсчете периода постоянного проживания на радиоактивно-загрязненной территории, дающей право на снижение возраста выхода на пенсию, периоды проживания во время указанной работы не учитываются, т.к. имеется документальное подтверждение отсутствия фактического постоянного проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд верно указал, что в период регистрации истца по месту жительства в зоне проживания, имеющей льготный социально-экономический статус, а именно с 12.10.1995 г. по 07.12.1998 г, нашел документальное подтверждение факт трудовой деятельности истца в городе Москве, т.е. в местности, не относящихся к данной зоне, а поскольку длительность периодов работы в организации, расположенной территориально в зоне, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается выпиской из ИЛС застрахованного лица полученной пенсионным органом, соответственно, доказательства, бесспорно указывающие на фактическое постоянное проживание истца в с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области в указанные выше периоды трудовой деятельности суду представлены не были и материалы дела не содержат.
Кроме того, доказательств подтверждающих, что в указанные выше периоды трудовой деятельности истец ежедневно добирался до места работы из ***, материалы дела также не содержат, как и не нет доказательств, свидетельствующих о наличии работы истца в филиалах указанных организаций, которые фактически располагались бы в Брянской области.
Таким образом, с учетом подтвержденных сведений о периодах трудовой деятельности истца в городе Москве и их продолжительности, отсутствии доказательств проживания истца по месту регистрации на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в спорный период, суд правильно пришел к выводу, что на момент вынесения решения пенсионным органом, истец не имеет право на снижение пенсионного возраста, установленной статьей 34 настоящего Закона, отказав в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с применением ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 34 Федерального закона РСФСР от 15.05.1991 года N 1244-1, поскольку названное право с учетом включенных периодов истцу и возраста истца не возникло.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке доказательств характера работы истца и неверном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.