Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б, при секретаре Алексееве М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе АНО дополнительного профессионального образования "Восточно-Европейская Академия" на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 октября 2020 года по административному делу N2а-190/2020 по административному исковому заявлению АНО дополнительного профессионального образования "Восточно-Европейская Академия" к Департаменту образования и науки города Москвы о признании предписания незаконным, УСТАНОВИЛА:
АНО дополнительного профессионального образования "Восточно-Европейская Академия" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором ее представитель просил признать незаконными результаты проверки, проведенной на основании распоряжения Департамента образования и науки г. Москвы N 469 РНК от 28.02.2020 года, акт проверки от 13.03.2020 года N 2020-179/ПВ-ЛН и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства от 13.03.2020 N 2020-179/ПВ-ЛН.
В обоснование доводов указал, что в период с 05.03.2020 года по 18.03.2020 года в отношении административного истца проводилась плановая выездная проверка. По итогам проверки был составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Считает результаты проверки незаконными, поскольку административный истец не был надлежащим образом уведомлен о ее проведении.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 16.10.2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, поскольку считает, что приведенным в иске доводам не было дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 5 по 13 марта 2020 года на основании распоряжения Департамента образования и науки г. Москвы от 28 февраля 2020 года N 469 РНК в отношении административного истца была проведена плановая выездная проверка соблюдения федерального законодательства в сфере образования.
По итогам проведенной проверки было выявлено нарушение федерального законодательства в сфере образования, а также нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; предписание об устранении выявленных нарушений законодательства от 13.03.2020 N 2020-179/ПВ-ЛН.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что решением судьи Московского городского суда от 02 сентября 2020 года постановление о привлечении АНО дополнительного профессионального образования "Восточно-Европейская Академия" к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении было установлено, что должностными лицами Департамента образования и науки г. Москвы при проведении плановой выездной проверки АНО ДПО ВЕА были допущены грубые нарушения установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению проверок, вследствие чего результаты проведения данной проверки в силу прямого указания ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона не могут являться доказательствами нарушения АНО ДПО ВЕА обязательных требований в сфере лицензирования образовательной деятельности.
Также было установлено, что уведомление о проведении проверки было принято в отделение связи 28 февраля 2020 года, прибыло в место вручения 2 марта 2020 года и 13 марта 2020 года вручено адресату.
Уведомление о проведении плановой выездной проверки было также направлено 4 марта 2020 года по электронной почте.
В то время как плановая выездная проверка была проведена в период с 5 по 13 марта 2020 года.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда по вопросам: имели ли место определенные действия и совершены ли они данным лицом.
Принимая во внимание преюдициальное значение решения суда по делу об административном правонарушении, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Кроме того, ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Указанные сроки при проведении проверки соблюдены не были.
В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований и признании незаконными оспариваемого предписания и действий, выразившихся в проведении проверки.
Руководствуясь статьями 308- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 16 октября 2020 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента образования и науки г. Москвы, выразившиеся в проведении проверки в период с 05.03.2020 года по 13.03.2020 года, а также предписание от 13.03.2020 года, вынесенное по результатам проверки.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.