Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Салиховой Н.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Хисяметдинова Р.М. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года по административному делу N 2а-350/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России N 35 по г. Москве к Хисяметдинову Р.М. о взыскании недоимки по налогу и пени, УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 35 по г. Москве обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Хисяметдинова Р.М. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5 200 рублей, пени в размере 541, 51 рубль, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей и пени в размере 144, 83 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени в размере 658, 32 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2017 года в сумме 1 416 рублей и пени в размере 86, 23 рублей.
Кроме того, представитель налогового органа просил восстановить срок подачи административного искового заявления, указав в качестве уважительности причин пропуска срока обращения в суд введение антиковидных мер.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Хисяметдинов Р.М. просит об отмене решения суда, поскольку считает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Однако с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Пунктом 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определение об отмене судебного приказа от 16.09.2019 года о взыскании Указанной недоимки вынесено мировым судьей 10.10.2019 года.
Однако административное исковое заявление было подано в суд только 24.07.2020 года, о чем свидетельствует отметка экспедиции суда.
Таким образом, налоговым органом пропущен срок обращения в суд с настоящим иском.
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
В связи с изложенным нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.
Кроме, того Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы: с 30 марта по 3 апреля 2020 г, с 4 по 30 апреля 2020 г, с 6 по 8 мая 2020 г, первый рабочий день - 12 мая 2020 г.
Доводов, касающихся невозможности обращения в суд в период с 12 мая по 24 июля 2020 года административным истцом не приведено.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.