адм. дело N33а-2689/2021
р/с N2а-3563/2020
01 июля 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административных истцов фио, Берниковой фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, фио на решение Симоновского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления фио, Берниковой фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, фио к Департаменту городского имущества адрес об обжаловании действий должностных лиц, - отказать", УСТАНОВИЛА:
фио, фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, фио, обратились в суд с административным исковым заявлением к ДГИ адрес о признании действий незаконными, мотивируя свои требования тем, что с целью перерегистрации учетного дела предоставили в адрес административного ответчика все необходимые документы, однако должностными лицами адрес Москвы процедура перерегистрации учетного дела приостановлена, на административных истцов незаконно возложена обязанность по предоставлению дополнительных документов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Симоновского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Как установлено судом первой инстанции, истцы проживают в двухкомнатной квартире, жилой площадью 32, 20 кв.м, общей площадью 48, 10 кв.м, по адресу: адрес на основании договора социального найма жилого помещения N 5507-01-2009-0000978.
С 1999 года административные истцы состоят на очереди по улучшению жилищных условий по категории "Общие основания".
28 февраля 2020 года и 30 марта 2020 года ДГИ адрес приостановил процесс перерегистрации учетного дела N 55-01-955190-1999-0279.0, поскольку административными истцами не предоставлены документы на супруга фио - фио за период с 1991 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных фио, фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, фио, требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия должностных лиц ДГИ адрес соответствуют требованиям приказа адрес Москвы от 05 июля 2017 года N 169, в связи с чем нарушение прав и законных интересов административных истцов отсутствует.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ, статье 17 Закона адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения, жители адрес, принятые на жилищный учет, имеют право улучшить жилищные условия путем предоставления в пользование, приобретения в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (далее - Порядок) ДГИ осуществляет перерегистрацию граждан, состоящих на жилищном учете, путем истребования у организаций и, при необходимости у граждан, документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия их на учет и права граждан на дальнейшее пребывание на учете.
Перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете, осуществляется в соответствии с Законом адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" и постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес" и "Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет", утвержденным приказом Департамента городского имущества адрес от 5 июля 2017 года N 169 (далее - Порядок).
Перерегистрация жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, согласно настоящему порядку проводится ДГИ с целью проверки оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес (пункт 1.2 Порядка).
Основанием для приостановления перерегистрации является необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документов, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка, необходимых для осуществления перерегистрации, в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) указанных документов и (или) в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, либо не поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации (пункт 7.1.1 Порядка).
Из представленных в материалах дела уведомлениях о приостановке перерегистрации в связи с недостающими документами усматривается, что административными истцами в адрес ДГИ адрес не представлена копия паспорта фио, включая страницы с информацией о выдаче паспорта, о регистрации по месту жительства, семейном положении, детях, ранее выданных паспортах; справка о замене паспортов фио; актуальные на момент представления документов справки с места жительства фио, архивные выписки из домовых книг/справки с указанием периода проживания с прежних мест жительства фио в период с 11 июля 1991 года по 13 марта 2018 года и иные документы в отношении указанного лица, однако, как утверждают административные истцы, фио членом их семьи не является, совместно с ними никогда не проживал, в квартире, расположенной по адресу: адрес не зарегистрирован, личные вещи в жилом помещении отсутствуют, о настоящем месте жительства фио им не известно.
Кроме того, как усматривается из выписки из Карточки постановки на учет, на момент постановки на учет в 1999 году фио в указанной квартире не проживал, на учете нуждающихся вместе с административными истцами не состоял.
Департаментом городского имущества адрес при принятии оспариваемых решений, как и судом первой инстанции не были учтены изложенные обстоятельства, а также не было учтено отсутствие объективной возможности получения указанных документов на момент подачи заявления о перерегистрации учетного дела и в настоящее время у фио, фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего фио, фио, фио
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, признании незаконными решения ДГИ адрес, выраженных в уведомлениях от 30 марта 2020 года и 28 февраля 2020 года о приостановлении перерегистрации учетного дела, с возложением на должностных лиц адрес Москвы обязанности повторно рассмотреть вопрос о перерегистрации учетного дела N 55-01-955190-1999-0279.0 в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 22 декабря 2020 отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать решения Департамента городского имущества адрес, выраженные в уведомлениях от 28 февраля 2020 года и 30 марта 2020 года о приостановке перерегистрации учетного дела в связи с недостающими документами, незаконными.
Возложить на Департамент городского имущества адрес обязанность повторно рассмотреть вопрос о перерегистрации учетного дела N 55-01-955190-1999-0279.0 в установленном законом порядке.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.