Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 21 октября 2020 года, которым постановлено:
"Отказать фио в удовлетворении требований к МВД России о признании условий содержания не соответствующими ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, присуждении компенсации", УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к МВД России о признании условий содержания не соответствующими ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, присуждении компенсации, мотивируя свои требования тем, что постановлением Хамовнического районного суда адрес от 24 июля 2019 года фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 30 суток. После лишения его свободы на протяжении всего дня ему не предоставлялось питание, питьевая вода, в больницах он указывал на боль в ноге, ее онемении, а также на боль в спине, однако, причина болевого синдрома установлена не была, камера находилась в подвале, была сырой, ежедневно с 06 час. по 22 час. работало радио, круглосуточно было включено освещение, в умывальнике не было горячей воды, в душ выводили один раз в неделю, спальные места представляли собой металлические кровати, что создавало неудобства, туалет был открыт для сокамерников и видеокамеры системы видеонаблюдения, ввиду низкой перегородки. Считает такие условия не соответствующими ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио, представителя административного ответчика фио, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 24 июля 2019 года в Отдел МВД России по адрес за нарушение Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" был задержан и доставлен фио
При доставлении 24 июля 2019 года гражданина фио в Отдел МВД России по адрес для выяснения всех обстоятельств административного дела указанному гражданину в порядке ст. 27.3 КоАП РФ была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.
После составления административных материалов фио 24 июля 2019 года около 15 часов 30 минут был доставлен в Хамовнический районный суд адрес.
Согласно книге учета выдачи задержанным, содержащимся в специальном помещении дежурной части, фио выдан один сухой паек и один комплект постельного белья, о чем в книге имеется запись о получении.
Сотрудниками дежурной части Отдела МВД России по адрес фио предоставлялась питьевая вода, в туалет выводили по первому требованию.
Ранее жалоб и заявлений от фио в Отдел МВД России по адрес не поступало.
Постановлением Хамовнического районного суда адрес от 24 июля 2019 года гражданин фио был привлечен к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста на 30 суток.
фио отбывал наказание в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Отдела МВД России по г. адрес, находящемся в административном здании Отдела на первом этаже.
После оформления всех необходимых документов фио был размещен в четырехместную камеру N 5 (общ. площадь - 17, 3 кв. м.), которая оборудована двухъярусными металлическими кроватями с габаритными размерами 1, 9 х 0, 7 м, что соответствует требованиям сводных правил СП 12-95 МВД России "Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России.
фио был обеспечен постельными принадлежностями (матрас, подушка, одеяло, две простыни, наволочка, полотенце), которые менялись еженедельно.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" административно-арестованные имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями. 26 июля 2019 года фио получил две передачи, в которых имелись плед и одеяло, в личном деле имеется соответствующие заявления.
Не реже одного раза в неделю фио предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В камерах спецприемника с 06 часов 00 минут до 22 часов 00 минут работал аудиодинамик на низком фоновом режиме в соответствии с Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденного приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83.
Туалеты в камерах спецприемника оборудованы перегородками, каждая из которых имеет высоту 1 метр от пола санитарного узла, что соответствует Своду правил. Обзор видеокамер, установленных в камерах спецприемника, не захватывает зону приватности, что не приводит к нарушениям прав содержащихся.
В соответствии со Сводом правил и Правил внутреннего распорядка все камеры спецприемника Отдела МВД России по г. адрес обеспечены естественным, а также дневным (с 06 часов 00 минут до 22 часов 00 минут) и ночным (с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут) освещением.
При помещении в спецприемник фио жалоб на состояние здоровья не высказывал, телесных повреждений не имел.
При камерном обходе 26 июля 2019 года фио обратился за медицинской помощью к фельдшеру с просьбой об обследовании его в местной больнице, с жалобой на неприятные ощущения в области спины. Ему была вызвана скорая неотложная помощь. Бригадой скорой неотложной помощи был доставлен фио "Луховицкая центральная районная больница", где провели обследование (общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ мочевыводящей системы), был осмотрен хирургом. По результатам обследования у фио экстренной патологии, показанной для госпитализации и дальнейшего лечения, выявлено не было, рекомендации по лечению не давались.
13 июня 2019 года в спецприемнике Отдела МВД России по г. адрес консультантом отдела защиты прав отдельных категорий граждан фио "Уполномоченный по правам человека в адрес и его аппарат" фио был проведен мониторинг соблюдения прав лиц, подвергнутых административному аресту, по результатам которого нарушений прав административно-арестованных выявлено не было, о чем составлен соответствующий акт.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что доводы административного истца о нарушении его прав не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, условия содержания административного истца не противоречили действующему законодательству Российской Федерации и полностью соответствовали статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников МВД России и причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием), а также причинения вреда или пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию в результате незаконных действий административным истцом не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, или унижающим достоинство обращению или наказанию.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (адрес, 4 ноября 1950 г.), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статьям 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 32.8 КоАП РФ, постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона от 26 июня 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", а также подведомственных правовых актах определены права лиц, подвергнутых административному аресту. Так, указанные лица имеют право на:
1) получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста, в том числе об изменении указанных порядка и условий;
2) личную безопасность;
3) вежливое обращение со стороны администрации, сотрудников и медицинских работников места отбывания административного ареста;
4) обращение в соответствии с законодательством Российской Федерации с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам законности и обоснованности административного ареста и нарушения их прав и законных интересов;
5) свидания с родственниками и иными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) получение юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) хранение при себе документов и записей, касающихся реализации их прав и законных интересов при отбывании административного ареста;
8) охрану здоровья, получение первой помощи, медицинской помощи, а также на пользование назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми им по медицинским показаниям;
9) материально-бытовое обеспечение;
10) пользование собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
11) распоряжение собственными денежными средствами для оплаты телефонных разговоров, отправления почтовой корреспонденции, приобретения продуктов питания, средств личной гигиены, предметов первой необходимости, книг, периодических печатных изданий, других товаров, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
12) занятие самообразованием;
13) пользование книгами и периодическими печатными изданиями, в том числе из библиотеки места отбывания административного ареста;
14) отправление религиозных обрядов при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других лиц, подвергнутых административному аресту;
15) отправление обращений, писем и телеграмм, получение ответов на обращения, а также получение посылок, передач, письменной корреспонденции, телеграмм в порядке, определенном Правилами внутреннего распорядка;
16) бесплатное обеспечение постельными принадлежностями, посудой и столовыми приборами, средствами личной гигиены, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка;
17) оплачиваемые ими телефонные разговоры общей продолжительностью до пятнадцати минут в сутки;
18) тайну переписки;
19) индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время;
20) ежедневное трехразовое бесплатное питание;
21) ежедневную прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа;
22) бесплатное обеспечение письменными принадлежностями.
Часть 2 ст. 16 этого же Закона устанавливает требования к размещению лица в месте отбывания административного ареста. В частности, она предусматривает условия раздельного содержания определенных категорий лиц. К числу соответствующих требований законодатель относит следующее: - раздельно содержатся мужчины и женщины; - отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении, - при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие.
Материалами дела достоверно установлено, что условия содержания административного истца соответствовали требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 627 от 15 октября 2003 года, что было установлено и подробно изложено в оспариваемом решении суда первой инстанции.
Частями 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" определено, что лица, подвергнутые административному аресту, являющиеся гражданами Российской Федерации, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1).
Лица, подвергнутые административному аресту, находятся в период отбывания административного ареста под контролем и надзором администрации и сотрудников места отбывания административного ареста. В целях осуществления таких контроля и надзора могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора (часть 3).
Нормы названного Федерального закона, закрепляя в ст. 7 права лиц, подвергнутых административному аресту, включая право на личную безопасность, право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста, право на вежливое обращение со стороны администрации, сотрудников и медицинских работников места отбывания административного ареста, право на свидания с родственниками и иными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, допускают получение юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обращение в соответствии с законодательством Российской Федерации с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам законности и обоснованности административного ареста и нарушения их прав и законных интересов.
Установленные по настоящему делу обстоятельства объективно подтверждают, что отсутствие жалоб со стороны административного истца и его родственников, а также информированность административного истца о своих правах, были связаны не с нарушением прав административного истца, а с тем, что права были соблюдены.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт нарушения прав административного истца, а также отсутствие доказательств, подтверждающих факт содержания его в ненадлежащих условиях, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию стороны административного истца, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.