адм. дело N33а-3000/2021
р/с N2а-43/2021
27 июля 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Чертановского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
фио в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Коломенского адрес о признании незаконным решения по выдаче Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства законодательству о градостроительной деятельности N Р001-9271660788-40480148 от 20.11.2020г. и обязании выдать объекту капитального строительства Уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требования законодательства о градостроительной деятельности отказать", УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Коломенского адрес о признании незаконным решения Администрации Коломенского адрес по выдаче Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства законодательству о градостроительной деятельности N Р001-9271660788-40480148 от 20.11.2020г, возложения обязанности на Администрацию Коломенского адрес выдать на объект капитального строительства, находящийся на земельном участке, расположенном по адресу: адрес, кадастровый номер 50:34:0010502:1814 Уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указывая, что выданное административным ответчиком уведомление о несоответствии построенного объекта требованиями законодательства о градостроительной деятельности по причине отсутствия в пакете документов заключения Главного управления культурного наследия адрес о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка и необходимости/целесообразности проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок и согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, не соответствует административному регламенту предоставления указанной услуги.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Чертановского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией адрес и фио заключен договор аренды N 187/2020 от 24 августа 2020 года земельного участка с кадастровым номером 50:34:0010502:1814.
14 сентября 2020 года фио обратилась в Администрацию с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
21 сентября 2020 года административный ответчик уведомил фио о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также дополнительно уведомил о наличие ограничений в использовании земельного участка и необходимости получить заключение Главного управления культурного наследия адрес и согласование с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в связи с расположением земельного участка в границах водоохраной зоны водного объекта.
15 ноября 2020 года фио направила административному ответчику Уведомление об окончании строительства объекта ИЖС.
20 ноября 2020 года Администрация уведомила фио о несоответствии построенного объекта требованиями законодательства о градостроительной деятельности, так как в пакете документов отсутствовали заключение Главного управления культурного наследия адрес о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка и необходимости/целесообразности проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок и согласование с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Отказывая в удовлетворении, заявленных фио требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Администрации о выдаче уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилого строительства законодательству о градостроительной деятельности, является правомерным, поскольку в представленных административном истцом документах отсутствовали заключение Главного управления культурного наследия адрес о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка и необходимости/целесообразности проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок и согласование с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, которые не могли быть получены путем межведомственного взаимодействия.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10).
Завершение строительства или реконструкции индивидуального жилого дома или садового дома оформляется в процедуре, предусмотренной частью 3 статьи 55 ГрК РФ.
В силу пункта 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию, что является основанием для выдачи уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 20 ст. 55 адрес Кодекса РФ).
Распоряжением Министерства жилищной политики адрес от 14 февраля 2019 года N 18 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" утверждены форма, порядок, сроки предоставления ггосударственных услуг получения уведомлений при планировании и окончании строительства.
Пункт 6.2.1 Административного регламента " Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке", предусматривает, что в случае расположения земельного участка в водоохраной (рыбоохранной) зоне, к Уведомлению прикладывается информационное письмо по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Административному регламенту, содержащее информацию о необходимости перед началом строительных работ провести мероприятия по согласованию строительства с ответственным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией, в компетенцию которой входят такие согласования, а именно: согласования строительства в водоохраной зоне, прибрежной полосе с Федеральным агентством по рыболовству.
Регламент также предусматривает получение заключения о наличии объектов культурного наследия на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, и о соответствии его планируемого использования утвержденным режимам использования земель и градостроительным регламентам в зонах охраны объектов культурного наследия, предусмотренным Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Таким образом, предоставление заключения Главного управления культурного наследия адрес о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка и необходимости/целесообразности проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок, а также согласование с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству являются обязательными условиями для вынесения решения о соответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, в п. 11 указанного регламента, а также регламента "Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности" указан исчерпывающий перечень документов, который может запрашивать администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Государственной услуги и в перечень которых не входит заключение Главного управления культурного наследия адрес о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на территории земельного участка и необходимости/целесообразности проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок и согласование с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Согласно п. 13.1.6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности", размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию, что является основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги.
При таких обстоятельствах, вынесение Администрацией Коломенского адрес уведомления о несоответствии объекта требованиями законодательства о градостроительной деятельности является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность отсутствует, у судебной коллегии не имеется оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.