Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио
судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Мещанского межрайонного прокурора фио на решение Мещанского районного суда адрес от 09 декабря 2020 года, которым постановлено:
"Административный иск фио к Мещанскому межрайонному прокурору фио, Мещанской межрайонной прокуратуре адрес о признании бездействия незаконным, обязании восстановить нарушенные права - удовлетворить частично.
Признать бездействие Мещанской межрайонной прокуратуры адрес, совершённое при рассмотрении обращения фио от 27.01.2020 с исх. N20, в части действий Московской городской нотариальной палаты незаконным, в части несоблюдения срока рассмотрения обращения, установленного ст.ст.8, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ;
Признать за фио право на реализацию её законного интереса в получении от Мещанской межрайонной прокуратуры адрес ответа по существу на обращение фио от 27.01.2020 с исх.N20, в части действий Московской городской нотариальной палаты, либо уведомления о переадресации письменного обращения фио от 27.01.2020 с исх.N20 в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленного в обращении вопроса в части действий Московской городской нотариальной палаты, в установленные ст.ст.8, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ сроки.
Обязать Мещанскую межрайонную прокуратуру адрес рассмотреть обращение фио от 27.01.2020 с исх.N20, в части действий Московской городской нотариальной палаты, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ.
В удовлетворении остальной части иска - отказать", УСТАНОВИЛА:
адрес А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мещанскому межрайонному прокурору фио, Мещанской межрайонной прокуратуре адрес о признании бездействия незаконным, мотивируя свои требования тем, что 27 января 2020 года она обратилась в прокуратуру адрес с обращением, в котором просила провести прокурорскую проверку в связи с предоставлением ей недостоверной информации Московской городской нотариальной палатой и Жилищной инспекцией по адрес. Данное обращение в части несогласия с ответом Московской городской нотариальной палаты направлено для рассмотрения в Мещанскую межрайонную прокуратуру адрес, однако ответ на данное обращение административным истцом до настоящего времени не получен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, прокурора фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Мещанского районного суда адрес от 09 декабря 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27 января 2020 года фио (в настоящее время фио) обратилась в прокуратуру адрес с обращением, в котором просила провести прокурорскую проверку в связи с предоставлением ей недостоверной информации Московской городской нотариальной палатой и Жилищной инспекцией по адрес. Данное заявление было зарегистрировано 25 марта 2020 года.
24 апреля 2020 года заявление фио в части несогласия с ответом Московской городской нотариальной палаты, расположенной по адресу: адрес, Бобров переулок, дом 6, строение 3 было направлено в Мещанскую межрайонную прокуратуру адрес.
29 мая 2020 года указанное заявление зарегистрировано в Мещанской межрайонной прокуратуре адрес.
04 июня 2020 года фио, за подписью заместителя Мещанского межрайонного прокурора фио был дан ответ, согласно которому обращение фио о несогласии с действиями должностных лиц Государственной жилищной инспекции адрес направлено в прокуратуру адрес.
До настоящего времени ответ на обращение фио в части несогласия с ответом Московской городской нотариальной палаты, расположенной по адресу: адрес, Бобров переулок, дом 6, строение 3 Мещанской межрайонной прокуратурой адрес не дан, доказательств обратного суду не представлено.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных фио требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также Инструкции по порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 не рассмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца не имеется.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы прокуратуры регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция от 30 января 2013 года N 45
Согласно пункту 3.1 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что обращение фио органом прокуратуры в установленном законом порядке не рассмотрено, ответ в предусмотренный законом срок не дан, что противоречит действующему законодательству.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы административного ответчика о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие в связи с ненадлежащим извещением о дате судебного заседания судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в материалах дела содержится расписка представляющего интересы административного ответчика согласно доверенности помощника Мещанского межрайонного прокурора фио, согласно которой последний был извещен о рассмотрении дела 09 декабря 2020 года в 09 час. 30 мин. (л.д.55)
Иных доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 09 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.