адм. дело N33а-3171/2021
р/с N2а-203/2020
27 августа 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 26 февраля 2021 года, которым постановлено:
"Отказать Межрегиональному профессиональному союзу работников здравоохранения "Действие" в удовлетворении требований к Минюсту России о признании решения незаконным, устранении допущенного нарушения прав", УСТАНОВИЛА:
Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Действие" (далее-Профсоюз) обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании решения незаконным, мотивируя свои требования тем, что 24 ноября 2020 года в Минюст России подано заявление об осуществлении государственной регистрации в связи с принятием Профсоюзом решений об утверждении нового полного названия профсоюза: общероссийский профсоюз работников здравоохранения "Действие" и нового сокращенного названия, а также об утверждении новой редакции Устава, прекращении полномочий и избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов Профсоюза. 15 декабря 2020 года Министерством юстиции РФ принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с невыполнением Профсоюзом требований законодательства, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 26 февраля 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом, Профсоюз зарегистрирован по решению Главного управления Минюста России по Москве 23 августа 2013 года.
24 ноября 2020 года в Минюст России от Профсоюза поступили документы для государственной регистрации в связи с внесением изменений в учредительные документы (Устав) и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ: в сведения о полном и сокращенном наименованиях на русском языке и в сведения о лице, имеющем право действовать от имени Профсоюза без доверенности (прекращение полномочий сопредседателей фио и фио и возложение полномочий на Председателя Профсоюза фио).
После рассмотрения документов Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации Профсоюза в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по причине того, что в нарушение п. 4 ст. 29 Закона N 7-ФЗ и ст. 6 Закона N 82-ФЗ на 7 внеочередном съезде Профсоюза от 25.10.2020 года одним из 15 членов Совета, являющегося постоянно действующим руководящим органом Профсоюза, избрана фио, не указанная в списке участников (делегатов) съезда; 7 внеочередной съезд Профсоюза является неправомочным, поскольку в его работе участвовали делегаты от менее чем 2/3 первичных организаций Профсоюза, учитывая, что Профсоюзом нарушена норма представительства делегатов на съезд, а именно в Амурской, Астраханской, Владимирской, Московской, Самарской, адрес и адрес, избравшими на съезд по два делегата при численности в каждой из указанной первичной организации менее 200 человек, от первичных организаций Профсоюза в адрес и адрес, в составе которых также менее 200 человек, избрано по 3 делегата; Профсоюзом представлена выписка из протокола конференции первичной профсоюзной организации в адрес от 15.10.2020, в то время как данный субъект в составе Российской Федерации именуется как адрес - Кузбасс.
О принятом решении Минюст России направил Профсоюзу уведомление от 15 декабря 2020 N 11-142822/20.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что Минюст России приняло распоряжение на законных основаниях, так как административным ответчиком не соблюден порядок, установленный для процедуры государственной регистрации, представленные Профсоюзом документы содержат недостоверные сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации, в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.
Согласно положениям ст. 4 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых регулируются специальным законом (ФЗ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
Статьей 1 ФЗ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что профсоюзы (профсоюзные организации) и их объединения являются видом общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" государственная регистрация профсоюзов осуществляется в соответствии с ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом N 10-ФЗ специального (уведомительного) порядка государственной регистрации профессиональных союзов.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 29 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения (в том числе профессиональные союзы) обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
Документы, необходимые для государственной регистрации профсоюзов, в том числе изменений в их учредительные документы, предусмотрены частью шестой статьи 21 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 1 статьи 17 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 8 ФЗ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
При этом отказ в государственной регистрации профсоюзов возможен только по основаниям, указанным в статье 23 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" профессиональные союзы относятся к некоммерческим организациям, на которых распространяются положения указанных законов.
Частью 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствуют более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" только члены общественного объединения (в том числе профсоюза) имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения.
Согласно п. 3.9 Устава Профсоюза - каждый член Профсоюза имеет право быть избранным в любые органы Профсоюза, в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Ни один член Профсоюза не может быть лишен каких-либо прав, гарантированных ему в соответствии с Уставом, без соблюдения предусмотренной Уставом процедуры.
В качестве основания отказа в государственной регистрации Профсоюза в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ Министерством юстиции Российской Федерации названо нарушение административным ответчиком вышеприведенных положений норм действующего законодательства, в частности избрание одним из 15 членов Совета, являющегося постоянно действующим руководящим органом Профсоюза фио, не указанной в списке участников (делегатов) съезда.
Вместе с тем, вышеуказанные положения ФЗ устанавливают права членов общественного объединения (профсоюза) избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом, при этом присутствие лица, являющегося членом Профсоюза на съезде, для реализации указанных прав, ни Уставом, ни нормами действующего законодательства не предусмотрено. Одновременно судебная коллегия отмечает, что представленные Профсоюзом на регистрацию документы подтверждают членство фио в Профсоюзе.
Согласно части шестой статьи 21 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пункта 1 статьи 17 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 8 ФЗ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" протокол (выписка из протокола) высшего руководящего органа, содержащий (содержащая) соответствующие решения, является обязательным документом, представляемым для государственной регистрации юридического лица (общественного объединения, профсоюза).
В выписке из протокола VII внеочередного съезда указано, что на данном съезде присутствовал 61 делегат от 60 первичных профсоюзных организаций из 47 субъектов Российской Федерации; решением Совета Профсоюза от 22.08.2020 утверждена следующая норма представительства делегатов на съезд: 1 делегат от первичной профсоюзной организации численностью менее 200 человек и 2 делегата от первичной профсоюзной организации численностью 200 человек и более.
В качестве основания отказа в государственной регистрации Профсоюза в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ Министерством юстиции Российской Федерации указано, что 7 внеочередной съезд Профсоюза является неправомочным, поскольку в его работе участвовали делегаты от менее чем 2/3 первичных организаций Профсоюза, учитывая, что Профсоюзом нарушена норма представительства делегатов на съезд, а именно в Амурской, Астраханской, Владимирской, Московской, Самарской, адрес и адрес, избравшими на съезд по два делегата при численности в каждой из указанной первичной организации менее 200 человек, от первичных организаций Профсоюза в адрес и адрес, в составе которых также менее 200 человек, избрано по 3 делегата.
Пунктом 5.6.1 Устава Профсоюза предусмотрено, что делегаты на съезд избираются в порядке и по квоте, установленным Советом Профсоюза. Делегатами на съезд могут быть только члены Профсоюза.
Решением Совета Профсоюза от 22 августа 2020 года определены порядок и квота избрания делегатов на 7 внеочередной съезд Профсоюза: 1 делегат от первичной профсоюзной организации численностью менее 200 человек и 2 делегата от первичной профсоюзной организации численностью 200 человек и более.
Из содержания представленных на регистрацию выписки из протокола съезда, списка делегатов и участников съезда, а также протоколов первичных профсоюзных организаций по избранию делегатов следует, что в работе 7 внеочередного съезда Профсоюза в качестве делегатов приняли участие по 1 делегату от каждой первичной профсоюзной организации, осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, что соответствует нормам действующего законодательства, Уставу и решению Совета Профсоюза от 22 августа 2020 года. То обстоятельство, что от Амурской, Астраханской, Владимирской, Московской, Самарской, адрес, адрес и адрес присутствовало более одного делегата вышеуказанных положений не нарушает, поскольку из представленных на регистрацию документов следует, что в указанных субъектах осуществляют деятельность несколько первичных профсоюзных организаций, от которых было избрано по 1 делегату на съезд, что, как было указано ранее, соответствует принятым Профсоюзом документам, а иное бы означало нарушение прав первичных профсоюзных организаций в реализации предусмотренных законом прав участия в деятельности Профсоюза.
Также Минюст РФ в своем решении об отказе в государственной регистрации Профсоюза в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ указывает, что профсоюзом представлена выписка из протокола конференции первичной профсоюзной организации в адрес от 15 октября 2020 года, в то время как данный субъект в составе российской Федерации именуется как адрес - Кузбасс". Между тем, согласно Уставу адрес от 21 декабря 2018 года N 113-ОЗ, наименования адрес - Кузбасс", адрес и "Кузбасс" равнозначны.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу положений статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным уведомление Министерства Юстиции Российской Федерации от 15 декабря 2020 года об отказе в государственной регистрации Межрегионального профессиональному союзу работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ, с возложением на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 26 февраля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Министерства Юстиции Российской Федерации от 15 декабря 2020 года об отказе в государственной регистрации Межрегионального профессиональному союзу работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ.
Обязать Министерство Юстиции Российской Федерации произвести государственную регистрацию Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.