адм. дело N33а-3293/2021
р/с N2а-41/2021
03 августа 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционному представлению Симоновского межрайонного прокурора адрес на решение Симоновского районного суда адрес от 04 февраля 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Симоновского межрайонного прокурора адрес в интересах несовершеннолетнего фио к УСЗН адрес в лице ОСЗН адрес о признании незаконным бездействия, обязании отстранить от обязанностей попечителя и приемного родителя отказать", УСТАНОВИЛА:
Симоновский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с административным исковым заявлением к УСЗН адрес, в лице ОСЗН адрес о признании незаконным бездействия, обязании отстранить от обязанностей попечителя и приемного родителя, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка по оьращению фио о принятии мер к ОСЗН адрес, который не рассматривает заявление о прекращении ее опеки в отношении фио В ходе проверки были установлены факты нарушения прав и интересов несовершеннолетнего фио, паспортные данные, в связи с отсутствием родительского попечения, в связи с чем в адрес административного ответчика внесено представление, однако административным ответчиком меры по устранению нарушений прав несовершеннолетнего, а также по рассмотрению представления не приняты.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционного представления просит Симоновский межрайонный прокурор адрес.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Симоновского районного суда адрес от 04 февраля 2021 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний подопечный фио, паспортные данные, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в ОСЗН с 28 марта 2007 года.
фио, паспортные данные, в отношении фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, лишена родительских прав решением Русского районного суда адрес, вступившим в законную силу 06 декабря 2005 года. В свидетельстве о рождении сведения об отце внесены со слов матери (справка ЗАГС ф.25 N 245 от 19 июля 2005 года).
фио, паспортные данные, до передачи под опеку находился в Рузском детском доме на основании постановления Главы адрес от 13 февраля 2006 года N 180.
На основании постановления Главы Русского адрес от 12 декабря 2006 года N 3479 "О передаче малолетних фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, в приемную семью" несовершеннолетние переданы под возмездную опеку фио, паспортные данные, зарегистрированной по адресу: адрес. С 26 декабря 2006 года подопечные фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес.
02 марта 2017 года в ОСЗН поступило заявление фио с просьбой заключить договор о социальном сопровождении с участием ГБУ ЦССВ "Возрождение".
20 марта 2017 года заключен трехсторонний договор N 49 сроком на 6 месяцев, уровень на начальном этапе сопровождения экстренный, на конец действия договора - кризисный. На основании заключения по результатам работы с замещающей семьей специалистами ГБУ ЦССВ "Возрождение" отмечено следующее:
- коррекционная работа с подопечным фио была ситуативной и не систематичной, так как участие всех членов семьи в мероприятиях не было обеспечено, к полученным рекомендациям опекун не прислушивается, работы в направлении устранения рисков опекун не проводил.
С 26 июля 2017 года (Постановление N 13/6 от 26 июля 2017 года) несовершеннолетний фио состоит на профилактическом учете в КДНиЗП адрес и находится на социальном сопровождении в ГБУ ЦД "Планета молодых". фио уклоняется от работы со специалистами центра, не идет на контакт.
29 декабря 2017 года в отношении фио составлен административный протокол N 1201060 по статье 5.35 части 1 КоАП РФ, который направлен в КДНиЗП адрес.
11 января 2019 года у несовершеннолетнего фио в ОСЗН взято обязательство о посещении уроков в школе, налаживании отношений с учителями, закончить 7 класс.
До 02 Марта 2017 года и с 20 сентября 2017 года по 16 января 2019 года фио в ОСЗН с просьбой оказать содействие в восстановлении детско-родительских отношений не обращалась, пыталась самостоятельно оформить фио в школу-интернат N 73 на пятидневную форму обучения. Согласно характеристикам из учебного заведения, опекун в курсе жизни фио, однако повлиять на поведение подопечного не может. фио курит, не ночует дома, не учится.
16 января 2019 года в ОСЗН поступило заявление об освобождении фио от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего фио (вх.N ГР31 от 18 января 2019 года).
В соответствии с приказом ДТСЗН адрес от 07 октября 2016 года N 1123 "О мерах по повышению эффективности защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей", заявление фио отправлено в Консилиум по рассмотрению вопросов предотвращения возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей адрес из семей опекунов (попечителей), приемных родителей, созданный на базе Государственного бюджетного учреждения адрес городского научно-практического центра но защите прав детей "Детство".
05 февраля 2019 года на заседании Консилиума по рассмотрению вопросов предотвращения возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, адрес из семей опекунов (попечителей), приемных родителей, на котором рассматривалась ситуация в замещающей семье фио, в которой воспитывается фио, паспортные данные.
В заключении Консилиума специалистам Отдела рекомендовано: провести Комиссию по защите прав и законных интересов подопечных с участием представителей Консилиума и учебного заведения для определения образовательного маршрута фио; разъяснить фио неизбежность помещения его в организацию для детей-сирот в случае отказа его от обучения; рекомендовать попечителю проконсультировать подопечного у врача-психиатра для решения вопроса о назначении медикаментозной терапии; оказать приемному родителю возможное содействие в зачислении подопечного в школу-интернат N 73 для окончания учебного года; провести с законным представителем разъяснительную работу о ее правах и обязанностях в отношении подопечный детей, указать на недопустимость разлучения близнецов; рекомендовать приемному родителю заключить договор о сопровождении семьи.
21 февраля 2019 года в ГБОУ Школа N 1527 с участием представителей Консилиума проведена встреча приемного родителя, подопечного фио, сотрудников Отдела, а также директора учебного заведения по вопросу определения образовательного маршрута несовершеннолетнего подопечного.
01 марта 2019 года (исх. N 1622) ОСЗН направлено ходатайство о зачислении несовершеннолетнего подопечного в ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 73". Официального ответа из учебного заведения не получено.
04 марта 2019 года в ОСЗН поступило заявление от фио, в котором она считает, что договор сопровождения нецелесообразен, т.к. фио в последнее время не ночует дома, на контакт не выходит, дома появляется с целью получения еды и денег.
21 марта 2019 года в ГБОУ Школа N 1527 с участием представителей Консилиума проведена повторная встреча приемного родителя, подопечного фио, сотрудников ОСЗН, а также директора учебного заведения по вопросу определения образовательного маршрута несовершеннолетнего подопечного.
25 марта 2019 года в ОСЗН поступило заявление от фио с просьбой не рассматривать заявление от 16 января 2019 года о ее освобождении от обязанностей опекуна.
В 2018-2019, 2019-2020 учебных годах несовершеннолетний фио паспортные данные, повторно обучается в 7 классе ГБОУ школа N 1527. Причина оставления на повторное обучение ? пропуски занятий. Состоит на внутришкольном учете с 30 сентября 2015 года, основание РИСК. В настоящее время фио имеет многочисленные пропуски уроков... фио была предложена помощь со стороны школы в виде дополнительных занятий с целью ликвидации задолженностей во время осенних каникул. Но ни одно занятие фио не посетил. Мотивация к обучению низкая. Попечитель ? фио интересуется успехами ребенка в школе, следит за успеваемостью и посещаемостью подопечного. Но влияния на подростка она не имеет, не справляется с фио, он полностью вышел из-под контроля, не учится, не ночует дома.
С 29 мая 2019 года несовершеннолетний фио, паспортные данные, состоит на учете в КДНиЗП адрес.
На основании Постановления КДНиЗП адрес N П-10-11 от 29 мая 2019 года фио, паспортные данные, привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 324 КоАП РФ.
Определением КДНиЗП адрес N0-10-11 от 29 мая 2019 года с фио, как с законного представителя фио, взыскан административный штраф, наложенный на несовершеннолетнего в размере сумма.
02 июля 2019 года в ОСЗН поступило заявление фио о том, что она вынуждена отказываться от предложенной помощи, в качестве сопровождения замещающей семьи, т.к. фио, к сожалению, не будет являться на встречи со специалистами служб профилактики района.
05 ноября 2019 года в ОСЗН поступило заявление об освобождении фио от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего фио
В материалах личного дела подопечного имеется обвинительный акт по обвинению несовершеннолетнего фио, в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 214 УК РФ.
01 ноября 2019 года, во время проведения внепланового обследования с участием специалиста ГБУ Центр "Детство", фио пояснила, что уголовное дело прекращено в связи с возмещением имущественного ущерба, причиненного фио ГБУ "Жилищник адрес". В ходе обследования также состоялся разговор с несовершеннолетней фио, паспортные данные, в котором она сообщила, что обеспокоена состоянием брата, помещение его в организацию пойдет на пользу, фио закончит учебное заведение.
14 ноября 2019 года ОСЗН направлена информация в Управление социальной защиты населения адрес о поступившем заявлении фио об освобождении ее от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего фио
19 ноября 2019 года из ГБУ Центр "Детство" в ОСЗН поступил акт по результатам участия специалиста в проверке условий жизни и воспитания фио, паспортные данные, находящегося в семье фио В акте имеется вывод о том, что дальнейшее пребыванием несовершеннолетнего в семье противоречит интересам фио
22 ноября 2019 года в УСЗН адрес направлен вышеуказанный акт ГБУ Центр "Детство" для дальнейшего решения жизнеустройства несовершеннолетнего фио
31 января 2020 года в ОСЗН поступило повторное заявление фио об освобождении ее от обязанностей опекуна.
На основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения юрода Москвы N 35 от 22 января 2020 года, 05 февраля 2020 года заявление фио посредством электронной почты отправлено в УСЗН для рассмотрения по существу обращения.
21 февраля 2020 года Управлением затребована справка о состоянии здоровья
опекуна.
фио предоставила выписной эпикриз из ГКБ N 13 (отправлен в УСЗН посредством электронной почты).
26 февраля 2020 года в Управлении состоялось заседание по вопросу рассмотрения заявлений фио В ходе заседания установлено, что отсутствует мнение по заявлениям опекуна самого подопечного фио В соответствии со статьей 39 Гражданского кодекса РФ - Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.
02 марта 2020 года ОСЗН направлено письмо-разъяснение фио по вопросу освобождения от обязанностей опекуна.
12 марта 2020 года фио была на приеме у специалиста по вопросам опеки, попечительства и патронажа. В ходе беседы специалиста с фио установлено, что она так и не сказала фио о своих намерениях поместить его в организацию. Со слов фио, она не хотела бы, чтобы инициатива помещения несовершеннолетнего в организацию исходила именно от нее.
На основании Постановления КДНиЗП адрес N II-18-5 от 15 сентября 2020 года фио, паспортные данные, привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 6.24 КоАП РФ.
Определением КДНиЗП адрес N 0-18-5 от 15 сентября 2020 года с фио, как с законного представителя фио, взыскан административный штраф, наложенный на несовершеннолетнего в размере сумма.
Постановлением КДНиЗП адрес N П-18- 5-1 от 15 сентября 2020 года о проведении профилактической работы Отделу социальной защиты населения адрес поручено решить вопрос жизнеустройства несовершеннолетнего фио
09 октября 2020 года Отделом направлено письмо в КДНиЗП адрес о невозможности решить вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего фио в связи с отсутствием индивидуально-профилактической работы с замещающей семьей и согласия несовершеннолетнего на изменение формы семейного устройства, а также с нежеланием фио озвучить подопечному свои намерения о помещении фио в организацию для детей-сирот.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о бездействии административного ответчика за период с 11 ноября 2019 года по 09 октября 2020 года, выразившееся в нарушении прав и интересов несовершеннолетнего фио на защиту в связи с отсутствием родительского попечения, а также выразившееся в непринятии мер по результатам рассмотрения представления Симоновской межрайонной прокуратуры адрес по вопросу об отстранении фио от обязанностей попечителя и приемного родителя несовершеннолетнего фио Приведенные в иске административным истцом доводы опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, подтверждающими надлежащее исполнение административным ответчиком своих должностных обязанностей, отстранение фио от обязанностей попечителя и приемного родителя несовершеннолетнего фио не отвечает правам и законным интересам подопечного, кроме того, не согласуется с мнением несовершеннолетнего, который в судебном заседании пояснил, что возражает против отстранения фио от обязанностей.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Пунктом 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве) по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье (пункт 6 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона об опеке и попечительстве установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
Согласно части 1 статьи 29 Закона об опеке и попечительстве опека или попечительство прекращается: 1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; 2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя; 3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей; 4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (части 3, 4 статьи 29).
В соответствии с частью 5 статьи 29 указанного Закона орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Из материалов дела усматривается, что фио неоднократно на протяжении продолжительного периода времени обращалась в ОСЗН адрес с заявлениями об освобождении от обязанностей попечителя. Более того, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение фио возложенных на нее обязанностей попечителя, в связи с чем она привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.
Находясь на попечении, фио также привлекался к административной и уголовной ответственности, состоял на внутришкольном учете за систематические пропуски занятии без уважительных причин (уклонение от обучения), неудовлетворительную успеваемость и конфликтное поведение и на профилактическом учете в ПДН ОМВД России по адрес в связи с антиобщественным поведением.
Согласно акту ГБУ Центр "Детство" вынесенному по результатам участия специалиста в проверке условий жизни и воспитания фио, дальнейшее пребывание последнего в семье противоречит его интересам.
Учитывая изложенные обстоятельства, вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для прекращения опеки не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в данном случае присутствуют факты поступления неоднократных заявления об освобождении от обязанностей попечителя что, в свою очередь, является основанием для прекращения попечительства в силу наличия такой просьбы независимо от мнения подопечного, а также факты ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, вследствие которого фио привлекалась к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем ответчиком не представлены доказательства, которые опровергали бы доводы о нарушении УСЗН адрес, в лице ОСЗН адрес положений указанного Федерального закона, поскольку ОСЗН не приняты меры по устранению нарушений, допущенных при рассмотрении обращений фио, также в адрес Симоновской прокуратуры адрес не представлен письменный ответ о результатах рассмотрения вынесенного представления.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований, признании незаконным бездействия УСЗН адрес в лице ОСЗН адрес в период времени с 11 ноября 2019 года по 09 октября 2020 года, выразившееся в нарушении прав и интересов несовершеннолетнего фио, паспортные данные, в связи с отсутствием родительского попечения, признании незаконным бездействия УСЗН адрес в лице ОСЗН адрес в период времени с 11 ноября 2019 года по 09 октября 2020 года, выразившееся в непринятии мер по результатам рассмотрения представления Симоновской прокуратуры адрес по вопросу об отстранении фио от обязанностей попечителя и приемного родителя несовершеннолетнего фио паспортные данные
Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении остальной части требований, поскольку фио, паспортные данные, в настоящее время достиг совершеннолетнего возраста, что в силу действующего законодательства Российской Федерации является основанием для прекращения попечительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 04 февраля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным бездействие УСЗН адрес в лице ОСЗН адрес в период времени с 11 ноября 2019 года по 09 октября 2020 года, выразившееся в нарушении прав и интересов несовершеннолетнего фио, паспортные данные, в связи с отсутствием родительского попечения.
Признать незаконным бездействие УСЗН адрес в лице ОСЗН адрес в период времени с 11 ноября 2019 года по 09 октября 2020 года, выразившееся в непринятии мер по результатам рассмотрения представления Симоновской прокуратуры адрес по вопросу об отстранении фио от обязанностей попечителя и приемного родителя несовершеннолетнего фио, паспортные данные.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.