Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1269/2021 по административному исковому заявлению Казаковой Жанны Георгиевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец Казакова Ж.Г. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости квартиры, просила установить по состоянию на 12 июля 2018 года кадастровую стоимость квартиры по адресу: город Москва, --- с кадастровым номером, указанным в ЕГРН, --- исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 110 044, 73 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ввиду неверного указания кадастрового квартала в сведениях единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость квартиры истца оказалась завышенной, чем нарушены ее права. По мнению истца, кадастровый квартал должен быть указан как 77:17:0130405, тогда как ошибочно указан как 77:00:0000000, вследствие этого при расчете кадастровой стоимости применен неверный удельный показатель кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости квартиры основано на недостоверных данных.
В судебном заседании административный истец требования поддержала в полном объеме. Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 Постановления N 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обязанность доказывания недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, возложена на административного истца (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераци
Административный истец является собственником квартиры по адресу: город Москва, ---.
Из представленной в материалы дела выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры истца, следует, что квартира имеет кадастровый номер ---, кадастровая стоимость квартиры определена по состоянию на 12 июля 2018 года в размере 11 485 128, 57 рублей. Квартира административного истца находится в поселении Воскресенское Новомосковского административного округа Москвы.
До обращения в суд истец обращалась с аналогичным заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в досудебном порядке в Управление Росреестра по Москве. При этом, в ответ на последнее обращение административного истца от 20 июля 2021 года Управление подтвердило, что имеются основания полагать, что квартира административного истца в действительности расположена в кадастровом районе 77:17 и квартале 77:17:0130405.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года N 877. Согласно указанному порядку территория Российской Федерации делится на кадастровые округа, состоящие из кадастровых районов, которые, в свою очередь, делятся на кадастровые кварталы (далее также единицы кадастрового деления). Каждая единица кадастрового деления имеет уникальный учетный номер. Кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком. Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре в пределах данного кадастрового квартала, и имеет структуру хх:хх:ххххххх:ххххх (где хх: - номер округа; :хх: - порядковый номер района, :ххххххх: - порядковый номер квартала, :ххххх - порядковый номер записи об объекте недвижимости в реестре).
Судом установлено, что квартире административного истца присвоен кадастровый номер ---, квартира расположена в здании с кадастровым номером ---.
Квартира поставлена на государственный кадастровый учет 12 июля 2018 года.
Сведения об объектах, в том числе, о расположении их в кадастровом районе 77:00 и квартале 77:00:0000000, внесены в ЕГРН на основании технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером.
Вместе с тем, судом установлено, что объектам недвижимости, расположенным в поселении Воскресенское Новомосковского административного округа Москвы соответствует кадастровый квартал 77:17:0130405, что подтверждается, в том числе, сведениями публичной кадастровой карты. Кадастровый квартал 77:00:0000000 соответствует объектам недвижимости, расположенным в Юго-Западном административном округе Москвы.
Согласно ответу Управления Росреестра по Москве от 22 июля 2021 года в адрес административного истца, имеются основания полагать, что квартира административного истца в действительности расположена в кадастровом районе 77:17 и квартале 77:17:0130405.
Однако кадастровая стоимость квартиры на 12 июля 2018 года (на дату постановки на учет) определена исходя из иного кадастрового района и иного кадастрового квартала.
При этом, необходимо отметить, что согласно представленному административным истцом налоговому уведомлению, квартира истца по адресу: --- имеет кадастровый квартал 77:00:0000000, а квартира по соседнему адресу: --- имеет кадастровый квартал 77:17:0130405, при этом сумма налоговый платежей в зависимости от кадастрового квартала отличается в 8 раз.
С 01 января 2017 года применялись результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года". Так как перечень объектов для целей государственной кадастровой оценки был сформирован на основании сведений единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года, сведения о квартире административного истца в него не вошли, ее кадастровая стоимость не была утверждена в ходе государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве. В случае когда между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, согласно которому кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) на площадь помещения. Поскольку на момент постановки на кадастровый учет квартиры истца ее кадастровая стоимость установлена не была, она определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на площадь.
Поскольку квартира административного истца ошибочно была отнесена к кадастровому кварталу 77:00:0000000, удельный показатель для данного кадастрового квартала установлен как 145 935, 56 рублей, кадастровая стоимость квартиры оказалась 11 485 128, 57 (145935, 56*78, 7) рублей, тогда как удельный показатель следовало применить исходя из верного кадастрового квартала 77:17:0130405, в этом случае удельный показатель составит 110 044, 73 рублей, в связи с чем кадастровая стоимость квартиры существенно уменьшится (8 660 520, 25 рублей против 11 485 128, 57 рублей).
В ответе Управления Росреестра по Москве от 30 октября 2020 года на обращение административного истца, фактически указано на наличие ошибки в едином государственном реестре недвижимости, которая воспроизведена из представленного технического плана здания, в котором расположена квартира административного истца, указано на необходимость ее исправления в соответствии со статьей 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Поскольку до настоящего времени ошибка в сведениях единого государственного реестра недвижимости не исправлена, кадастровая стоимость квартиры истца вследствие указанной ошибки оказалась завышенной, заявленные требования подлежат удовлетворению в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 12 июля 2018 года кадастровую стоимость квартиры по адресу: город Москва, --- с кадастровым номером, указанным в ЕГРН, --- исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 110 044, 73 рублей на период с 12 июля 2018 года и до установления кадастровой стоимости квартиры, принятой по результатам новой государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.